И снова, Коллеги, классика кино, особенно ретро-хоррор дарят мне приятную находку в АИ! О чем и спешу поделиться=)
Возможно, что подобная развилка уже обсуждалась, однако необычно было увидеть намеки на нее в таком фильме, как "Распутин: безумный (сумасшедший) монах" (1966) Дона Шарпа ("Поцелуй вампира", "Лицо Фу Манчу", "Проклятие Мухи", "Ракета на Луну Жюля Верна" и многие другие недурные фантастические фильмы и ужастики).
Фильм приятен для глаз недурной режиссерской работой Шарпа, яркими красками, которые стали визитной карточкой цветных фильмов Hammer, неплохо обставленными интерьерами и конечно игрой сэра Кристофера Ли в заглавной роли Распутина, изобразившим его колоритно в рамках тогдашней цензуры одновременно и грубым развратным пьяницей и опасным авантюристом, и способным к маленьким чудесам целителем, обладающим дикими неизвестными силами. Отдельной похвалы критиков, зрителей и режиссеров удостаивается выраженные гипнотические силы Распутина в исполнении Ли - он чертовски органично, но без повторения перенес этот рисунок со своего Дракулы.
http://www.dvdbeaver.com/film4/blu-ray_reviews_61/rasputin_the_mad_monk_blu-ray_/large/large_rasputin_the_mad_monk_X04_blu-ray_.jpg
На подстановке с ним снимались прекрасная Барбара Шелли (фрейлина Соня) и Ричард Паско (доктор Борис Зайков, в оригинале фамилия звучит как Зарго).
Весьма доставила сцена с официальным приемом Распутиным своих пациенток в своем дежурном дворце, получены от императрицы, в белом просторном одеянии. Я давно посмеивался над тем, что оказывается-то Саруман прежде чем стать самим собой был Дракулой https://llyrska.files.wordpress.com/2020/05/2036_christopher_lee-1.jpg и распутничал в России =) http://4.bp.blogspot.com/-yl9VNDkXD-U/T6ZybwLPnyI/AAAAAAAAEng/hlCQozhJHgk/s1600/SoH_Rasputin.jpg
Добавлю, что плавает по просторам интернета информация, что сам Кристофер Ли ещё в детстве встречался на каком-то семейном мероприятии с князем Феликсом Юсуповым в Лондоне, а в 1970-х посетил в США Матрёну(Марию) Григорьевну Распутину.
Фильм, конечно не претендует не то что на историчность (в том числе и потому, что всё ещё живой Феликс Юсупов грозился засудить хаммеровцев и этим вынудил их сильно упростить сюжет и многое переписать так, чтобы не подпало под статью), но даже на относительную корректность. Впрочем, такая цель и не ставилась - сам сэр Кристофер Ли в интервью программе "100 лет ужаса" иронично заметил, что у фильма, шедшего в парном прокате с картиной "Дракула: Князь Тьмы" (с использованием тех же декораций на студии Hammer's Bray Studios и даже с тем же актерским составом) была довольно дурацкая, хотя и забавная сопутствующая реклама в стиле Уильяма Кастла. В кинотеатрах, где крутили "Распутина", продавали накладные бороды с усами, которые "помогут защититься от сил Зла".
Итак, к делу! Интересен следующий нюанс. возникший из перепетий создания сценария и окончательного монтажа.
В фильме с самого начала Распутин стремится в столицу ко двору, где может развернуться. Точнее время событий определить трудно, однако судя по возрасту цесаревича (называемого царевичем) мальчику лет шесть-семь. https://cult-cinema.ru/pictures/screenshots/rasputin_the_mad_monk/rasputin_the_mad_monk10.jpg
И за все 1,5 часа фильма никто из героев фильма ни разу не произвносит слова "царь" или "император". В кадре появляется лишь императрица-царица Александра в исполнении вполне миловидной в свои пятьдесят Рене Андерсон http://s7.dpic.me/01555/8qwnsg4ew2rf_o/rasputin_the_mad_monk_1.png
Она трогательно и нежно печется о сыне, истово молится, и при этом по хозяйски деловито и ненавязчиво отдает приказания единственному министру и своему духовнику. Персона или имя ее мужа, императора-царя, вообще не упоминается никем. Царя будто вообще нет! Сама Александра в пылкой молитве, перетекающей в перепалку с доктором Бехтервым (!), говорит, что ее сын Алеша должен преодолеть болезнь, чтобы вырасти и стать стать императором на радость своим подданным, которые его любят. Все это говорится без истерики и капризов (уж какая игра у Андерсон есть).
В разговоре Распутина с Соней при знакомстве она многозначительно сообщает ему, что является фрейлиной императрицы. Затем, после ххх (как же про Распутинав и без ххх), Соня бросает Григорию, что ее подруга фрейлина Ванесса (Сюзан Фармер) все ещё присматривает за царевичем, хотя четыре его сестры княжны уже выросли.
Дежурный офицер так же взывает Распутина из кабака к императрице для проведения сеанса целительства с царевичем (именно царевичем). Не во дворец. ни ко двору, а именно к Императрице.
Так же ни разу не упоминается о гемофилии.
Мальчик банально падает с высоты парапета первого этажа на снег и ушибается, после чего лежит с жаром, которые изгоняет Распутин. И благодарная царица Александра ни словом не говорит, что сообщит мужу, или регенту - нет! Она от души заявляет о награде, которую Григорий получит за свое доброе дело. Позднее, в беседе с доктором Зайковым, Григорий говорит об императрице "Она влиятельна. У нее многое есть, чтобы мне дать". Снова ни единого слова о царе.
Признаков войн или революции в фильме так же не показано ни одного, в стране царит мир. Государственная Дума не упоминается. Министр в спальной царевича вообще самый молчаливый персонаж.
Что же получается?
*В Российской империи где то в начале XX века (1905-1912 гг.?) не видно признаков Революции
* В Российской империи где то в начале XX века сложилась ситуация, что царя-императора нет - по факту, никто о нем не упоминает, даже когда дело касается его сына - и ключевой фигурой в стране является императрица Александра.
* В Российской империи где то в начале XX века у императрицы есть сын, лет 6-7, который в будущем (очевидно с достижением совершеннолетия) станет полновластным императором.
Логично предположить, что в такой ситуации императрица Александра регентша - правительница государства следуя правовой терминологии Манифеста о Престолонаследии 1797 г. и дополнений к нему по вопросу регентства.
Уж не повторяется ли династическая ситуация Екатерины Второй и Павла Петровича?
И тогда возникает закономерный вопрос: а что же стало с императором-отцом, если нет ни войн, ни революции?
Несколько слов в заключение!
Часто некоторые ляпы и смысловые странности в выдержанном кино скорее всего рождаются из правок сценария по цензурным и бюджетным ограничениям и причины их появления прозаичны. Однако именно такие маленькие кино-странности дают зрителям пищу для размышления и толкают фантазию вперед;)
Благодарю Всех, кто осилил это многобуковье) Читайте, смотрите, общайтесь, увлекайтесь!