Найти в Дзене
Афиша

Главные российские комедии XXI века

Оглавление

Комедия — один из любимейших жанров российских режиссеров. Тем грустнее, что действительно достойные работы можно пересчитать по пальцам. Ретроспективно оглядываясь на последние 20 лет, выбрали все лучшее, чем может похвастать отечественный кинематограф в нынешнем веке. Ох.

Жмурки

Комедия Алексея Балабанова с Никитой Михалковым в малиновом пиджаке

Россия 90-х, средняя полоса. По гнутым улицам носятся незаконопослушные люди в черном и решают, кому сегодня не жить. По ходу они сравнивают калорийность бигмака с пирожком, бомбят продвинутую фонотеку с «Тупакалипсисом» и Stray Cats, забрызгивают холодильник тремя слоями лоховской крови и, оттопырив челюсть салазкой, всячески убеждают: «И я тоже Тарантино». Смотреть все это, несмотря на позитив, так же неловко, как комедию с пукающим негром.

Горько!

-2

Русская комедия про свадьбу; хорошая

Чтобы все остались довольны, Рома и Наташа решают провести две свадьбы: одну для родных, другую для друзей. Все идет по плану, пока не выясняется, что свадьбы будут проходить одновременно. Удачная комедия дебютанта Жоры Крыжовникова (псевдоним телевизионщика Андрея Першина) уже удостоилась сравнений с фильмами Гайдая — заслуженно: похоже, «Горько!» — едва ли не первая по-настоящему, без оговорок, смешная комедия за всю историю постсоветского кино.

Бабло

-3

Комедия старшего Буслова про приключения чемодана с миллионом евро

Мини-олигарх, с которого плохие налоговики хотят за здорово живешь получить миллион евро (которого у клиента не то чтобы нет, но как-то жалко), ре­шает не потакать коррупции и за десятую часть требуемой суммы привлекает на свою сторону остроумных сотрудников ОБЭП. По ходу антикоррупционных мероприятий сумку с миллионом случайно уводят грузинские борсеточники, и та отправляется путешествовать по стране, переходя из рук в руки и последо­вательно даря каждому очередному держателю трогательную надежду на перемену участи к лучшему.

Парень с нашего кладбища

-4

Комедия про кладбище

Коля приехал в Москву работать на дядю, но оказалось, что у дяди — кладбище в Подмосковье, и до Москвы оттуда далеко. Коля не унывает, устраивается на это кладбище охранником, начинает там жить в сторожке и, как может, наводит порядок. Отечественная комедия с привидениями, на восемьдесят процентов состоящая из насупленного лица главного героя в исполнении артиста Паля, — и хотя бы по этой причине стоящая внимания.

Смерть нам к лицу

Смертельно смешная романтическая комедия про супругов

-5

Борис Гуц («Арбузные корки», «Фагот») продолжает экспериментировать с киноязыком и снимать фильмы на айфон. Его новая картина, обыгрывающая название стародавней ленты с Мерил Стрип, Голди Хоун и Брюсом Уиллисом, рассказывает про молодую супружескую пару. У Маши (Александра Быстржицкая) рак, но она относится к этому с иронией, много шутит и вообще старается не вешать нос, в то время как для ее мужа Пети (Даниил Пугаев) это удар. Он не может принять ее стоического отношения к смерти, поэтому лихорадочно ищет деньги для лечения в Германии. Формально это ромком, но от которого веет замогильным холодом. В фильме много висельнического юмора, который выводит из зоны комфорта: кощунственно ли смеяться над смертью? как правильно разговаривать на эту тему? В России, где не очень умеют говорить про гомосексуализм и похороны, Гуц с помощью «Фагота» и «Смерть нам к лицу» пытается найти этот язык, а чтобы у историй появилась доверительная интонация, снимает их на айфон, разбавляя повествование киноманскими приколами (в фильме много шутят про «Твин Пикс») и оммажами (Даниил Пугаев в свитере крупной вязки вылитый Данила Багров). Жюри «Окна в Европу» это оценило и вручило фильму главный приз в секции игрового кино.

День выборов

-6

Комедия про предвыборный пиар

По реке Волге сплавляется пароход «Владимир Абрамов», груженный сотрудниками столичной радиостанции («Квартет И»), завсегдатаями эфира «Нашего Радио» и кандидатом в губернаторы области (Василий Уткин), бывшим массажистом с судимостью. По заданию некоего влиятельного лица радиоколлективу предстоит провести стремительную пиар-кампанию и отбить процентов семь голосов у местного губернатора (Александр Семчев), чтобы не зарывался. Губернатор в панике, население Поволжья в ажитации, радийщики трудятся, а певец Шнуров поет «выборы-выборы, кандидаты — ...». Очевидное продолжение глушит гудок парохода, зрители в зале хохочут — угадали.

День радио

-7

Отечественная комедия про алкогольные будни сотрудников FM-радиостанции

Коллектив «Как бы радио» во главе с генпродюсером Мишей (всамделишный радиодеятель Михаил Козырев) проводит марафон в поддержку застрявшего без топлива посреди Находкинской бухты катера с двумя циркачами, несколькими пуделями и медведем. В прямом эфире сотрудники радиостанции (артисты театра «Квартет И» Леонид Барац, Ростислав Хаит и другие, они же — авторы сценария и продюсеры) раздувают из этого пустячного происшествия историю крушения научного лайнера «Доктор наук профессор Шварценгольд» с редчайшими животными на борту. По ходу сообщаются полезные сведения из жизни подкустового выползня, североамериканского кролика-зануды и типичного сотрудника московской FM-радиостанции.

Холоп

-8

Угарная семейная комедия в духе «Шоу Трумана»

Мажор Гриша (Милош Бикович) решил, что ему все дозволено, и немного заигрался. Теперь парню грозит тюрьма, а его отец-олигарх решает перевоспитать сына и с помощью психолога реконструирует атмосферу деревни XIX века. Предполагается, что Гриша попал в аварию и потерял память, поэтому теперь он будет жить в прошлом как обычный деревенский парень вместе со свиньями в бараке. Режиссер Клим Шипенко («Текст») считает, что снял легкую семейную комедию, которая, тем не менее, открывала Неделю российского кино в Лондоне.

Глубже!

-9

Александр Паль снимает порно с Любовью Аксеновой

Режиссера Романа Петровича (Александр Паль) увольняют из Главного театра страны (sic!), после чего он скатывается на самое дно: банк больше не дает заемов, а в кофейню он ходит с собственным термосом. Однако все меняется, когда он встречает старого однокурсника (Денис Васильев), который предлагает ему снимать порно. Роман соглашается, а поскольку он обладает ярко выраженным режиссерским методом, то и к съемкам порно подходит основательно и профессионально: подолгу разбирает с порномоделями — Лерой (Любовь Аксенова) и Тимуром (Олег Гасс) — их роли, так что они из моделей превращаются в настоящих актеров, нагружает ролики символической образностью. Все это приводит к тому, что режиссер сначала делает выдающуюся карьеру в порно, потом — в «Останкино», а затем и в Главном театре страны.

Я худею

-10

Очередная комедия о том, что внешность — это не главное

Когда между Аней (Александра Бортич) и ее возлюбленным Женей (Роман Курцын) встает еда, девушка решает похудеть, чтобы вернуть бойфренда. В этом ей помогает подруга (Ирина Горбачева) и пухлый ухажер (Евгений Кулик из сериала «Остров»). После спортивных драм про хоккей («Легенда №17») и баскетбол («Движение вверх») сценарист Николай Куликов обратился к еще более народному спорту — похудению. Чтобы прочувствовать на себе все тяготы сжигания калорий, Куликов и режиссер картины Алексей Нужный (сериал «Ольга») сами сбросили по несколько десятков килограммов, но тяжелее всего пришлось исполнительнице главной роли Александре Бортич, которая сначала набрала вес, а затем похудела прямо в кадре. Продюсирует картину Илья Найшуллер («Хардкор»), и ее создатели обещают приземленную комедию без штампов.

Давай разведемся!

-11

Сценаристка передачи «Осторожно, модерн!» и фильмов Авдотьи Смирновой, режиссер клипов группы «Ленинград» Анна Пармас с дебютной полнометражной комедией про развод

Врач-гинеколог Маша (Анна Михалкова) слишком поглощена работой, чтобы заметить, что ее муж Миша (Антон Филипенко) давно крутит роман с фитнес-тренером Оксаной (Анна Рыцарева). Когда Миша оставит ее и детей, «обычной женщине» предстоит пройти все пять стадий модели Кюблер-Росса: отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. Одна из самых смешных русских комедий и главный crowd pleaser фестиваля «Кинотавр» — режиссерский дебют сценаристки Анны Пармас (хотя дебютом это можно назвать очень условно: до этого она снимала передачу «Осторожно, модерн!» и клипы группы «Ленинград», один из которых — «Экспонат» — увидела вся страна: 140 миллионов просмотров!) Впрочем, «Давай разведемся!» не только остроумный ромком (несколько панчлайнов и сцена со сжиганием вещей супруга просто обязаны стать мемами), но еще и трезвый взгляд на отношения полов в XXI веке. Пора уже признать, что женщина без мужа — это не дефективная женщина, как бы патриархальное общество ни настаивало на обратном, а мужчине необязательно быть добытчиком — он может посвятить себя детям или старикам, что в пространстве фильма одно и то же. Для донесения этой простой мысли явно стоило снять эту сногсшибательную мелодраму.

Гуляй, Вася!

-12

Режиссер «Неадекватных людей» о любовном обмане в деревне

Митя (Ефим Петрунин) собирается снова жениться, но нелюбимая жена Василиса (Любовь Аксенова) не дает ему развода, пока он не покажет свою невесту, — парень просит исполнить ее роль первую попавшуюся девушку (Софья Райзман), в итоге игра в «мы не те, за кого себя выдаем» порождает массу курьезных ситуаций. Роман Каримов, дебютировавший с нестыдной, разговорной, «сандэнсовского формата» романтической комедией «Неадекватные люди», все дальше уходит от своего дебюта в простые жанровые схемы. Его новый фильм — комедия положений, чистый Мольер.