В прошлой статье я писал о Сергее Залыгине, гидрологе, писателе и просто неравнодушном человеке, который буквально спас от затопления огромную часть Тюменской области.
Напомню, в самом начале 60-х, а может и немного раньше, родилась безумная идея, перекрыть устье Оби плотиной, поставить ГЭС. Идею лихо поддержали, ведь это несло много-много сладких печенюшек, в виде денег, славы, чинов и орденов и прочих благ для руководителей всех рангов и мастей. И вроде бы всё уже было на мази, сам Хрущёв ратовал за этот амбициозный проект, эту ГЭС даже внесли в проект развития электроэнергетики страны. Хрущёв назвал Нижне-Обскую ГЭС одной из величайших строек коммунизма. Но тут вмешался Сергей Павлович Залыгин, и всё пошло не так, как рассчитывали в «Гидропроекте». Он опубликовал три статья в «Литературной газете» и это поставило крест на этом сумасшедшем проекте!
Всего три статьи, а какой результат! Но сколько трудов стояло за этим!
Залыгину было непросто, и не только потому, что пошёл против государственной и чиновничьей системы. Дело в том, что эта ГЭС проектировалась в Киеве, Харькове, Ленинграде, то есть в городах, где о сибирских особенностях совершенно не знали, но там разрабатывали самые неожиданные проекты. Но неутомимый Сергей Павлович объездил все эти институты. Вот что он пишет:
«Так, в Харькове начинал проектироваться «лесной комбайн», который должен был валить лес, очищать стволы, вязать их в «сигары» и затапливать до лучших времен в водохранилище — пока не понадобится. Абсурд! Но Чемин (главный инженер «Гидропроекта») уже исходил из того, что такой комбайн существует и с успехом делает свое дело.
Подробнее здесь. Ссылки на предыдущие статьи в конце.
Кроме этого придумывались способы как с воды добывать нефть, газ, торф. В общем, Залыгин воочию увидел с каким размахом подошли. А уж когда Чемин сказал, что если ГЭС не оправдает возложенных на неё надежд, то просто «взорвём плотину», то есть стало кристально ясно чего добиваются инициаторы.
Вот так, лихо и без базаров. Видимо кому-то результат был неважен, живя по принципу: «после нас хоть потоп». А то что этот «потоп» более 120 тысяч квадратных километров, не считая ещё тысяч 200-300 подтопленных земель, и это самый минимум, по расчётам проектантов. нанесёт непоправимый ущерб и не только экологии, но и экономике – это уже не интересно. Залыгин, в своих «Заметках, не нуждающихся в сюжете» задавался этим вопросом:
«Не круглые же дураки все эти чемины, малышевы? И Госплан? И Косыгин? Тогда в чем дело? Я ничего не понял в этих людях. В том-то и дело, что глупость по своим размерам может превысить здравый смысл. А в России — так это и вовсе запросто. Я чувствую себя ничтожеством, пытаясь понять это. Это непосильно. Об этом не сказал Шекспир. И я вряд ли победил бы эту глупость, если бы у меня не было союзников. Я о них не знал, но они знали обо мне, зная, в гласную часть проблемы не включались, предпочитали «не засвечиваться», подставляли меня. Действовали за сценой, но, вероятно, только поэтому три моих статьи и увидели свет в «Литгазете» — в газете для теневых умов оказавшейся удобной, самой удобной: писательская, а мало ли что писателям взбредет на ум?!
Этими теневиками (которые, конечно же, имели своих людей и в Госплане, и в Совмине, и в академических кругах, не знаю — имели или нет в ЦК: там никто не засвечивался) были геологоразведчики — они-то знали, какие страна (и они сами по себе) потерпит убытки в связи с затоплением».
Геологи оказались изобретательными, понимая, что плетью обуха не перешибёшь они пошли на хитрость. Через 15 лет после этих событий 1 секретарь Тюменского обкома П.Г. Богомяков, сам в недавнем прошлом работавший в геологоразведке на нефть и газ, на писательском съезде объявил, что в этот день, 15 лет назад в Госплане, обсуждая статьи Залыгина было решено – отменить технико-экономическое обоснование Нижне-Обской ГЭС. А потом рассказал о подробностях.
В гостинице геологи проснулись рано и пошли в близстоящие газетные киоски, дождались их открытия и купили около ста экземпляров «Литературной газеты», где была опубликована последняя статья Залыгина. Вопрос, как они заранее узнали о её публикации, так и остался без ответа.
«пошли в Госплан, развесили «Литературку» на спинки стульев зала заседаний. Когда собрались все участники заседания (кажется, был и Косыгин), на них это произвело впечатление: кто велел развесить газету? А вдруг — высокое начальство? Так или иначе, но на том заседании ТЭО было отклонено, а на нашей тюменской встрече я впервые узнал, как было дело, и мы с Богомяковым обнимались».
«Ввязываясь в эту историю, я не представлял себе ее масштабы, ее протяжение во времени — ведь полтора года я ничем другим не занимался. Помогла моя наивность, если на то пошло — глупость, ну и, конечно, поддержка геологоразведчиков, среди которых были (не могло не быть) и такие, которые прекрасно ориентировались в коридорах власти, в Госплане прежде всего, которые и на печать, как видно, имели влияние. Это я нынче говорю и взвешиваю, а тогда полагал, что я начал дело, я его и кончил. Не то чтобы я был горд собою в то время, нет, но мне думалось, что я еще и еще что-то подобное успею сделать в своей жизни — ведь вот же, получилось, значит, можно!».
Хотя спустя 10 лет Богомяков оказался по другую сторону баррикад, это когда вздумали повернуть сибирские реки в Среднюю Азию, но это уже немного другая история.
Вернусь к обсуждению в Госплане. После долгих споров было решено:
«… Считать строительство Нижне-Обской ГЭС нецелесообразным в настоящий момент».
А геологам в Госплане прямо сказали, ускоряйтесь, ищите нефть и газ, развивайте добычу. Но слова «в настоящий момент» давали хоть и маленькую, но всё же надежду специалистам «Гидропроекта» вернуться к этому плану. Мне лично удалось, в конце XX века пообщаться с разработчиками и скажу, тогда ещё схемы и карты были у них в шкафах, лично видел. Хотя официально все обсуждения прекратились в середине 70-х годов, когда в Сибири нашли нефть и газ.
Продолжение следует. Поверьте, там много лихих поворотов в сюжете.
Скоро ещё расшифрую интервью с работником Гидропроекта, лет 15 назад разговаривал с ним, чтоб можно было посмотреть и с другой точки зрения.
Предыдущие статьи:
Нижне-Обская ГЭС – гибель для Ямала
Нижне-Обская ГЭС – гибель для Ямала. Продолжение
Нижне-Обская ГЭС. Доводы "Гидропроекта"
Нижне-Обская ГЭС. Плавучие комбайны для леса - самые странные проекты
Нижне-Обская ГЭС. Есть два мнения - строителей и общественности
Нижне-Обская ГЭС. Битва начинается
Если статья понравилась, не забудьте поставить т.н. "лайк" и оставить комментарии.
Ваш В.Л.
Обязательно загляните на канал «ТыжИсторик», там много всего интересного группа увлеченных товарищей пишет, не пожалеете.