Как сложилась судьба музыканта? Что мы о нем знаем и чем он занимается сейчас? А самое главное – почему он сторонится сотрудничества с Брайаном Мэем и Роджером Тэйлором – ни в одном из их проектов мы не встречаем Джона Дикона. В чем причина? Попробуем разобраться.
Джон Дикон всегда был довольно застенчив. В совместных с группой интервью он предпочитал отмалчиваться, с прессой говорил мало, а с 1997 года не сделал вообще ни одного публичного заявления. Именно поэтому журнал Rolling Stone назвал Джона Дикона “самым неуловимым рок-отшельником”, уступающим только печально известному Сиду Баррету из Pink Floyd.
Что же могло послужить основанием для такой самоизоляции Дикона? Ведь известно, что конфликтов с бывшими коллегами по группе у него не было, никаких взаимных претензий в творческой, финансовой и любой иной области никто никому не предъявлял. Тем не менее, Джон отдалился от Брайана и Роджера и не поддерживает с ними отношений. Точнее, почти не поддерживает, но об этом позже.
Многие критики и поклонники QUEEN убеждены, что дело в смерти Фредди Меркьюри. Точнее, в отношении Дикона к Фредди (если после этих моих слов кто-нибудь подумает, что я опущусь до сплетен о какой-либо “особой” связи между ними, не надейтесь. Этого не будет, так как все эти слухи – наглая и грубая ложь. Ничего не было и быть не могло).
И все-таки отношение Дикона к Меркьюри действительно было особенным. Чтобы это понять, необходимо вспомнить историю детства Джона и его появления в группе. Он крайне тяжело переживал смерть Фредди, и этому были причины. Роджер Тэйлор сказал, что Джон был “очень сильно травмирован” этим несчастьем. Кстати, по поводу термина “социопат”, которым Тэйлор однажды обозвал Дикона – многие фаны прицепились к этому слову, решив, что здесь имелось в виду психическое расстройство Дикона. На самом деле речь шла лишь о замкнутости Джона и его глубоком переживании трагедии.
Об этом же говорит в своей книге Питер Фристоун, бывший личный помощник Меркьюри: “Я думаю, многие даже представить не могут, насколько сильно смерть Фредди повлияла на Джона”. Чувствам Дикона есть объяснение, и чтобы их понять, важно знать о его сильной связи с отцом. Артур Дикон внезапно скончался, когда Джону было одиннадцать лет, и эта потеря стала для мальчика катастрофой. Он был буквально опустошен и однажды, уже став взрослым, признался: “Смерть папы стала таким потрясением, что все мои детские воспоминания стерлись”. Дикон до сих пор не может смириться с ранней смертью отца и всегда избегает разговоров о нем.
А теперь давайте вспомним время, когда Джон пришел в QUEEN – ему тогда было всего девятнадцать. Разница в возрасте с Фредди у них составляла пять лет, и Меркьюри всегда старался приободрить и поддержать Джона. И Дикон относился к нему соответственно, как к настоящему старшему брату. Важный момент: Фредди объявил группе о своей близкой кончине от СПИДа, когда он был примерно в том же возрасте, что и Артур Дикон. Для Джона история повторилась, и он чувствовал себя беспомощным, видя, как его друг страдает, а он не может ему помочь. Именно поэтому, а не по причине мифического высокомерия, как некоторые полагают, Дикон ни разу не навестил Фредди во время болезни. Он просто не мог это вынести.
Все это, вкупе с присущими Джону застенчивостью и впечатлительностью, повлияло на Дикона так сильно, что он решил не просто расстаться с товарищами по группе, но и совсем уйти из музыки. После смерти Меркьюри Джон сотрудничал с Брайаном и Роджером лишь трижды: он выступал на вечере памяти Фредди 20 апреля 1992 года, на благотворительном концерте с Роджером Тейлором 18 октября 1993 года и на открытии балета Бежара в Париже 17 января 1997. И еще в октябре 1997 он участвовал в записи последней песни Queen "No-One but You (Only the Good Die Young)", вошедшей в альбом “Queen Rocks”, выпущенный месяц спустя.
Дикон не присутствовал на церемонии введения Queen в Зал славы рок-н-ролла в 2001 году. Он не принимал участия в съемках фильма “Богемная рапсодия”, в отличие от Брайана и Роджера, приглашенных в качестве консультантов. Но все-таки написал электронное письмо сыгравшему Дикона актеру Джо Маццелло, высоко оценив его игру. Джон посмотрел фильм со своей семьей, и его персонаж всем очень понравился – об этом рассказали его младшие сыновья, которые, в отличие от отца, ведут довольно публичный образ жизни.
Итак, получается, что причина уединения Джона Дикона заключается в… самом Джоне Диконе. Он так и не оправился от потери друга. Брайан и Роджер говорили, что им потребовалось пять лет, чтобы прийти в себя после смерти Фредди, а Джон не смог. Или не захотел. Ведь это он, кто первым произнес сакраментальную фразу: “Без Фредди нет QUEEN”. Поэтому он отказался от участия в проекте “QUEEN + Пол Роджерс”, хотя и не возражал против него. И в случае с Ламбертом было то же самое. Любые другие приглашения также были отвергнуты, и теперь Дикона уже никуда не зовут.
На что же он живет? Ведь у него большая семья, дом в Лондоне, требующий ухода и содержания. С этим у Джона проблем нет – он исправно получает роялти от написанных им песен, среди которых такие вечные хиты как “You’re My Best Friend”, “I Want To Break Free”, “Another One Bites the Dust” и многие другие, и на сегодня его состояние превышает 100 миллионов фунтов стерлингов. Этого достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать. Кстати, Джон Дикон был бухгалтером QUEEN, он вел все их счета.
И в заключение хочу исполнить прозвучавшее в начале этой статьи обещание рассказать о нынешних взаимоотношениях Джона Дикона и группы QUEEN. О них упомянул Брайан Мэй в интервью журналу Rolling Stone: “Джон до сих пор следит за нашими финансами. Джон Дикон – это все тот же Джон Дикон. Мы не беремся решать наши финансовые дела, не поговорив с ним”. Так что они все-таки поддерживают отношения, хоть и чисто деловые.
Подписывайтесь, комментируйте, делитесь материалом в своих соцсетях. И большой палец вверх, пожалуйста. Приглашаем в наш рок-блог и в группу ProRock’а ВКонтакте.