Найти тему
SPIK.KZ

Почему более трети казахстанцев вместо туалетов пользуются выгребными ямами

Оглавление

В социологии одним из основных показателей цивилизованности страны считается строительство и состояние туалетов. Как правило, в «приличном обществе» выгребные ямы не заменяют туалеты. Поэтому всегда наиболее остро туалетная проблема стоит в странах третьего мира.

Мониторинговое агентство Energyprom.kz недавно сообщило, что в Казахстане каждое третье домохозяйство использует в качестве туалета выгребную яму, а в пяти регионах страны выгребными ямами пользуется более половины домохозяйств.

Туалетами с центральной канализацией лучше всего обеспечены домохозяйства городов Нур-Султана (97,9%) и Алматы (81,6%), а также Карагандинской области (81,4%). В то же время в третьем крупнейшем мегаполисе РК – городе Шымкенте туалетами с центральной канализацией пользуются всего 72,3% домохозяйств.

Хуже всего дела с цивильными туалетами обстоят в Туркестанской области: ими оборудованы лишь 8,8% домохозяйств. В тройку аутсайдеров также попали Алматинская (18,2%) и Кызылординская (19,7%) области.

Соответственно, в Туркестанской области самая высокая доля домохозяйств, использующих вместо туалетов выгребные ямы – 86,7%. В тройке регионов, где особенно «популярны» подобного типа удобства, также оказались Кызылординская (74,7%) и Атырауская (64%) области.

Лидеры и аутсайдеры

В принципе, нет ничего удивительного в том, что США, Канада, Япония, Австралия и страны Европейского союза числятся в лидерах по обеспеченности туалетами. Это богатые страны с оптимально выстроенной инфраструктурой.

Не удивляет также, что в России в 2015 году 27,8% населения не имели доступа к безопасным туалетам. Ее соседями здесь стали Молдова (23,6%) и Румыния (20,9%).

Отмечалось, что в Беларуси, Украине и Казахстане ситуация с туалетами обстоит лучше. В 2015 году в Беларуси лишь 5,7% населения страдали от отсутствия нормальных туалетов, в Украине – 4,1%, в Казахстане – 2,4%. К 2020 году в Беларуси санитарными условиями не были обеспечены 2% населения, тогда как данные по Украине и Казахстану практически не изменились.

Отъехал от города – лишился удобств

Аховая ситуация с туалетами в Туркестанской и Кызылординской областях вполне объяснима – до последнего времени оба этих региона считались депрессивными.

Что касается Туркестана, то все поменялось летом 2018 года, когда городу присвоили статус областного центра. Здесь сразу же началось масштабное строительство, вслед за которым пришли и большие деньги.

В 2019 году, следуя планам по строительству объектов для большого города, власти вложили в город более 230 млрд тенге, а уже в 2020 году – около 566 млрд тенге. Это намного больше, чем инвестировано в другие города Казахстана.

В Туркестане появились новые дороги, многоэтажки, аэропорт и спортивные сооружения. Казалось бы – живи и радуйся. Но на ум невольно приходит знаменитая фраза ныне покойного Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Чтобы разобраться в причинах подобного пессимизма, достаточно вспомнить еще один регион Казахстана – Алматинскую область. В то время как город обеспечен туалетами на 81,6%, в области с этим просто беда – здесь насчитывается всего18,2% туалетов с центральной канализацией. То же самое может произойти и в Туркестане: если со временем центральная канализация выведет обеспеченность города туалетами на высокий уровень, то область так и останется на задворках цивилизации.

Высокие планы и глубокие ямы

Уж что-что, а мыслить масштабно мы умеем: у нашей страны никогда не наблюдалось дефицита больших планов.

Так, в 2008 году Россия и Казахстан подписали меморандум о развитии транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай. В проект были вложены миллиарды долларов, по больше части заимствованных нами у международных финансовых институтов. Предполагалось, что товары из Китая в Европу и обратно повезут на фурах, а Казахстан будет зарабатывать на транзите. Дорогу протяженностью 2,8 тыс. км только по территории РК практически построили, а вот транзитных перспектив пока не наблюдается.

В конце мая 2015 года председатель правления АО «Казахстанский институт развития индустрии» Айдын Кульсеитов во время конференции по индустриализации в тогда еще Астане заявил, что Казахстан к 2035 году может войти в тридцатку наиболее конкурентоспособных стран мира:«По нашим расчетам, мы можем войти в тридцатку наиболее конкурентоспособных в обрабатывающем секторе стран уже к 2035 году, если идеология индустриализации действительно станет национальной идеей», – провозгласил он тогда.

Достаточно зайти на сайт правительства Казахстана и просмотреть список государственных программ. Государственный язык, туризм, ЖКХ, АПК, образование, цифровизация, ФИИР, здравоохранение, инфраструктура, регионы, бизнес, стратегия до 2050 года – вот неполный перечень сфер, куда из бюджета страны направлены триллионы тенге.

Между тем, как отмечается в госпрограмме «Стратегический план – 2025», средний темп роста в 2000 – 2016 годах составил 6%, а в период с 2017-го по 2025 год сохранялся на уровне 4,5–5%. И вот уже 9 июня сего года на пленарном заседании мажилиса парламента РК министр финансов Ерулан Жамаубаев признал, что реальное снижение ВВП составило 2,6%, что обусловлено спадом производства услуг на 5,4% ввиду введения карантинных мер.

После чего стало понятно, что сложилась привычная для нас ситуация, когда громкие заявления, большие планы и крутые обещания на деле оборачиваются пшиком и тратами из госбюджета. Быть может, при таком раскладе более надежным вариантом движения Казахстана к цивилизации станет строительство самых обычных туалетов?

Источник