До 19 века на протяжении столетий морская война шла на парусах. Но картина изменилась с появлением парового двигателя. Вместо грациозных деревянных парусников в бой вступили тяжёлые паровые броненосцы.
В России первый пароход был построен в 1815 году на заводе Берда. В Америке на пару лет раньше. В 1824 году в Англии был построен первый военный пароход.
Первые пароходы были гибридами, сочетая в себе паруса и паровые машины. Двигатели дали кораблям не только свободу маневрирования, но и новую тактику боя.
Пароход мог подходить к паруснику с любой стороны, расстреливать его продольным огнём, вступать и выходить из боя в любое время по своему усмотрению.
В 1840 годах появляются первые опыты по бронированию парусников металлическими плитами. Но промышленность уже поднимает вопросы постройки полностью металлических кораблей.
Можно сказать, что началась флотская гонка вооружений. Теперь мощь корабля оценивалась современностью его постройки. Прежде всего это связано с техническим прогрессом. Корабли построенные 10-20 лет назад не могли противостоять бронированным пароходам.
Это явно показало поражение русской армии и флота в Крымской войне, когда парусники не смогли противостоять паровым двигателям. Россия затопила свои корабли и подписала капитуляцию на позорных условиях.
В Америке в это время не только развивается броненосный флот. Но и появляются новшества, применяемые и сегодня - подводные лодки, минные заграждения и башенная артиллерия.
К 1862 году флот северян имел 700 судов, из которых 60 были броненосцами.
Броненосцы частью были сделаны из старых кораблей, у которых был удалён весь такелаж, срезан борт до ватерлинии, корабль был бронирован и, самое главное, имел вращающуюся башню с одним или двумя орудиями.
В книге Вильсона "Броненосцы в бою" описывается бой броненосца с парусными кораблями и береговой артиллерией противника. В том бою обнаружилось, что снаряды не наносят вред броненосцу и отскакивают от него.
Броненосец же, в свою очередь, не спеша расстрелял корабли противника и ушёл. Это сражение положило конец деревянному судостроению.
В строительстве паровых броненосных кораблей выяснилось несколько важных деталей. Это зависимость от баз. Ведь парусникам не требовалось добирать топливо, а для пароходов это было необходимостью, как и ремонт механизмов.
И зависимость от экономического состояния страны. Только промышленно развитая страна могла строить полностью металлические пароходы.
Первым русским броненосцем была малая лодка "Опыт". Вскоре в Англии был заказан "Первенец". Броненосец имел полностью бронированный борт, 16 нарезных орудий. Ход 8-9 узлов и водоизмещение 3277 тонн.
Корабль был заложен в английской верфи в 1861 году, а в Кронштадт прибыл в 1863 году. Весьма современный корабль послужил прототипом для российских броненосцев.
В это время было известно о боях американского "Монитора" и его опыт был учтён для строительства кораблей береговой охраны.
Со временем и опытом войны на морях появилось разделение кораблей на классы, исходя из задач: броненосцы, броненосные крейсера, лёгкие крейсера, эскадренные миноносцы и тд.
Ну, и, конечно же, подводные лодки. И новая, ранее неизвестная подводная война. Но это уже другая история.
Как говорил Пётр 1 - " Все наши дела ниспровергнутся, ежели флот истратится".
Надеюсь, Вам понравилось небольшое освещение истории парового флота.
Смело ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
Здесь только интересные истории!