После недавно прошедшего дня рождения Петербурга и в преддверии знаменитого праздника петербургских выпускников «Алые паруса» самое время вспомнить об основании города на Неве выдающимся российским правителем Петром Великим.
История Санкт-Петербурга начинается 27 мая 1703 г., когда царь Петр на отвоеванных у шведов землях заложил крепость Санкт-Питер-Бурх, впоследствии это же имя получил и образовавшийся рядом с ней город. Название было выбрано Петром I в честь святого апостола Петра, хранителя ключей от рая. Первоначальное Sankt-Piter-Burch было созвучно голландскому произношению Sint-Petersburg, так как для Петра Голландия была синонимом всего самого лучшего.
Некоторые источники утверждают, что царь собственноручно заложил первый камень Петропавловской крепости, но документальных подтверждений этому нет. Одна из самых популярных легенд об основании Санкт-Петербурга связана с парящим орлом. Она гласит, что во время обхода Заячьего острова государь срезал два пласта дерна, сложил их крест-накрест и объявил, что с этого места начнется Санкт-Петербург. В этот момент над Петром I в небе пролетел орел, и он воспринял это как хороший знак.
На самом деле, как утверждают историки, царя вообще не было на Заячьем острове в этот день, и на закладке крепости он не присутствовал. Скорее всего, он находился на Лодейном поле, где на реке Свирь закладывали корабли для будущего Балтийского флота. Уже в августе того же года с верфей сошло первое судно - 28-пушечный фрегат «Штандарт». Да и орлы в этой местности не обитают.
Первые десять лет город строился как крепость, морской торговый порт, место базирования российского военного флота, но морская торговля постепенно превращала его в центр экономической жизни, средоточие промышленности и ремесел. Основанием Александро‑Невской лавры и последующим перенесением в нее мощей святого Александра Невского Петр I превратил город на Неве и в духовный центр страны.
В 1712 г. столица Российского государства была перенесена из Москвы в Петербург. Никаких приказов о переносе столицы не было, просто царский двор, а вместе с ним и все официальные учреждения переместились в город на Неве. Примечательно, что еще в сентябре 1704 г. Петр I писал Меншикову, что он едет в "столицу Питербурх". Формально эти факты означали, что столица России на протяжении девяти лет, до заключения мира со Швецией, находилась на шведской территории. Случай в истории неслыханный, впрочем, как и многое другое, что происходило при великом Петре.
Город на Неве официально оставался столицей до 1918 г., лишь на короткое время царствования Петра II столица снова была возвращена в Москву. По сей день Санкт-Петербург часто неофициально называют северной столицей России.
«Едва ли найдется в военной истории побоище, - писал в начале ХХ в. авторитетный русский историк В.О. Ключевский, - которое вывело бы из строя больше бойцов, чем, сколько легло рабочих в Петербурге и Кронштадте. Петр называл новую столицу своим «парадизом», но она стала великим кладбищем для народа». С легкой руки Ключевского, и в особенности в советское время, стереотип о «сотнях тысяч умерших» из числа насильственно согнанных на строительство Петербурга со всех концов России крепостных крестьян широко распространился даже в научной литературе без попытки серьезно проверить это утверждение.
Миф о «костях народа», на которых якобы возведены фундаменты петербургских строений возник еще в петровское время и шел, бесспорно, из враждебной среды. Гетман Украины Иван Мазепа (как известно, позднее предавший Петра) писал царю жалобы на то, что украинских казаков приневоливают работать на стройке Петербурга вместо военной службы, из-за чего они там мрут тысячами. Казаки всегда стояли на страже своих привилегий, поэтому неприятие ими строительной повинности вполне объяснимо.
Строительство Петербурга велось в основном силами подневольных крестьян и солдат, общее количество направленных на стройки не превышало 300 тыс. Работали в три, позднее в две смены в основном в теплый период, так как в холодное время работы на болотистой, заливаемой наводнениями почве исключались. Несмотря на подневольный характер труда, рабочим помимо натурального выдавалось еще и денежное содержание - один рубль в месяц. Это не много, но и не так мало, учитывая, что обычный городской ремесленник зарабатывал в то время одну-две копейки в день.
С 1717 г. стройки новой столицы стали осуществляться силами вольнонаемных рабочих, так как крепостной труд оказался недостаточно эффективным. Разумеется, случались эпидемии, с которыми в то время плохо умели бороться. В отдельные годы, по признанию князя А.Д. Меншикова, «моровая язва» выкашивала за месяц по нескольку сотен человек. По подсчетам современных историков, смертность на стройках Петербурга, Кронштадта и др. объектов составляла 6-8% в год. В целом, это соответствовало естественной смертности в то время.
А теперь обратимся к более близкой исторической традиции Санкт-Петербурга. Праздник выпускников «Алые паруса» впервые был проведен в Ленинграде в 1968 г. С этого момента корабль с алыми парусами стал символом надежды, веры в будущее и исполнения заветных желаний всех выпускников не только города на Неве, но и всей страны. Ежегодно легендарный праздник в Петербурге проводят с размахом, на него съезжаются не только выпускники, но и иностранные туристы, ведь главный символ праздника - яркий парусник - прославился на весь мир.
К сожалению, в прошлом, 2020 г., «Алые паруса» провели лишь онлайн из-за сложной ситуации с коронавирусной инфекцией: бриг «Россия» с алыми парусами даже не заходил в акваторию Невы, а лишь прошел под парусами в Финском заливе. В этом году власти города приняли решение провести праздник выпускников в традиционном формате: с водным шоу, известными артистами и «Алыми парусами» на Неве. Праздник пройдет с 25 на 26 июня в очном формате. Грандиозное шоу состоится на Дворцовой площади и будет украшено различными мультимедийными элементами. На экранах будут демонстрироваться ролики со значимыми вехами российской истории: первый полет в космос и победа Александра Невского на Чудском озере. Отдельное внимание будет уделено творчеству Александра Сергеевича Пушкина и открытиям Михаила Васильевича Ломоносова.
Петербург необыкновенно многолик. Существует огромное количество определений его «души». Это и воплощенная мечта его создателя Петра Великого, и город дождей и туманов, и прорубленное Петром I "окно в Европу", и место обитания «униженных и оскорбленных» героев Ф.М. Достоевского и Н.В. Гоголя, и воспетый поэтами «блистательный Санкт-Петербург», и белые ночи, собирающие в город туристов со всего мира. Эти определения можно продолжать очень долго.
Возьму на себя смелость описать, какие ассоциации вызывает во мне этот удивительный город. Он напоминает мне прекрасного древнегреческого юношу Нарцисса, попавшего в туманные северные земли. И здесь он, как и прежде, залюбовался собственным отражением в водах красавицы Невы, многочисленных рек и каналов. Он безупречен и достоин истинного восхищения и преклонения перед его красотой. Но красота его холодная, она обращена внутрь себя самого. Вот такой немного печальный и прекрасный образ. Уверена, что у каждого из вас есть собственные ассоциации, связанные с Петербургом и все они очень разные. Поделитесь своими впечатлениями от этого величественного и прекрасного города в своих комментариях к этой статье.
Ссылки на статьи автора о Петербурге:
1. Статья о петербургских дворах: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/puteshestvie-v-mir-peterburgskih-dvorov-608d0f687641b8379a9fdd9c
2. Статья о Петербурге Ф.М. Достоевского: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/peterburg-dostoevskogo-drug-ili-vrag-6087a283cc1da02aff0c7d86
3. Статья о Петербурге поэта Саши Черного: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/chernyi-peterburgskii-iumor-poeta-sashi-chernogo-60801fc769f1a26217728608
4. Статья о Петербурге А.А. Ахматовой: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/vstechaem-belye-nochi-so-stihami-ahmatovoi-6075a8c34101d26252dc59dd