Найти тему
ХроноScio | История и культура

История халифата: от пророка Мухаммеда до наших дней

Халифат – идея и реальное государство, политический институт и символ религиозной власти и законности. Он уходит корнями в VII в. н. э., но его отголоски слышны и сейчас. Узнаем, как зародился халифат и какой путь он прошел за полтора тысячелетия.

Наследие Мухаммеда и истоки халифата

Пророк Мухаммед – ключевая фигура исламской религии. Он родился в 570 г. в Мекке. Согласно исламскому вероучению, именно ему Аллах ниспослал с небес Коран – главную священную книгу мусульман. Пророк Мухаммед скончался в 632-м и назначил после себя преемника Абу Бакра. Именно он считается первым халифом, то есть главой халифата.

Ворота Мечети Пророка в Медине (источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мухаммед)
Ворота Мечети Пророка в Медине (источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мухаммед)

Абу Бакр унаследовал религиозные и политические тенденции, созданные Мухаммедом на протяжении его жизни. Это стало прецедентом: после Абу Бакра наследие перешло к Муавии ибн Аби Суфьяну в 661 г. Он стал основателем новой династии Омейядов.

Халифат таким образом был политическим и религиозным институтом исламского мира с момента вознесения пророка Мухаммеда. Власть халифа регулировала 24-я сура Корана – Ан-Нур, которая называет халифа орудием господа. Хотя халифат сильно изменился с 632 г., этот институт все равно всегда считался, по крайней мере в теории, высшей духовной и юридической силой.

Золотой век халифата пришел на время правления Аббасидов в IX в. Его территория расширилась, охватив земли от Марокко до Индии. Но в 1258 г. Аббасидская династия пала из-за нашествия монголов во главе с Хулагу-ханом. Исламский мир распался на несколько меньших по размеру царств, правители которых начали между собой борьбу за титул халифа.

Источник: https://history-gdz.ru/uc-agibalova-6-9/
Источник: https://history-gdz.ru/uc-agibalova-6-9/

Османская империя: последний халифат

В 1453 г. султан Мехмед II захватил Константинополь и сделал османских турок главной суннитской силой. Однако Османская империя не стала халифатом, пока не отвоевала главные исламские святыни (Мекку, Медину и Иерусалим) у египетских мамлюков в 1517 г. Эту военную операцию успешно осуществил султан Селим. Египет и Аравия вошли в состав Османской империи, укрепив положение турок.

Османы удерживали власть, пока не оказались смещены европейскими державами. Становление европейского империализма шло параллельно с упадком Османской империи. Политика последних халифов была направлена на модернизацию (военные реформы Селима III) или наоборот на подчеркивание культурного и религиозного значения халифата (пропаганда султана Абдул-Хамида II).

Мардин, Турция (источник: https://ecoactivetrip.ru/wowturkey)
Мардин, Турция (источник: https://ecoactivetrip.ru/wowturkey)

Гвоздем в крышку гроба Османской империи, стало поражение в Первой мировой войне и приход к власти революционера Мустафы Кемаля Ататюрка. Подробнее почитать об этом можно здесь.

Конец халифата

После подписания турками Лозаннского договора в 1923 г., бывшая империя стала именоваться Турецкой республикой. Однако, хотя султаната больше не существовало, халиф еще был. Правда, он стал чисто номинальной и символичной фигурой. Последним халифом из османской династии был Абдул-Меджид II.

В последующий год произошло столкновение двух сил, которые начали борьбу за устранение или сохранение халифата. С одной стороны, британское правление в Индии вызвало возрождение суннитской мысли. Школа Деобанди, основанная в 1866 г., призывала очистить ислам от западного влияния и национализма. Ее целью было возродить халифат и противодействовать Ататюрку.

В свою очередь турецкие националисты черпали вдохновение из европейских ценностей и французской конституции. Они выступали за полное устранение халифата и установление светской власти в стране.

Абдул-Меджид II (источник: https://www.pinterest.ru/pin/383509724509837456/)
Абдул-Меджид II (источник: https://www.pinterest.ru/pin/383509724509837456/)

Победили вторые. Последний халиф Абдул-Меджид II был свергнут, что ознаменовало конец халифата и появление светского государства.

Панарабизм и панисламизм

После этого набрали силу два новых движения. Панарабизм предполагал объединение арабских стран на основании территориальной, этнической и исторической общности. Идеологом этого движения был египетский президент Насер. Панисламизм же был альтернативным движением, призывавшим к объединению на основе исламской религии. Он зародился в XIX в. в Афганистане как реакция на колониальную политику Великобритании и России.

Панарабизм потерял жизнеспособность в конце XX в. Панисламизм по-прежнему рассматривают как способ возможной консолидации мусульман по религиозному признаку под властью халифа. В 2014 г. новым халифом себя провозгласил террорист Абу Бакр аль-Багдади, взявший себе имя первого в истории халифа Абу Бакра.

________________________

Спасибо за внимание! Можно не подписываться и не лайкать, но если сделаете это, автор поймет, что старается не зря :)

Также читайте: