Найти в Дзене
Прошлое и Настоящее

Адольф Толкачев- шпион и предатель, зарабатывавший больше президента США

Каждую субботу эта образцовая московская семья седлала старенькую «копейку», загружала в нее пакеты с дешевой снедью и трусила на свою неприметную подмосковную дачу. И никто из окружающих и предположить не мог, что скромный глава семейства - один из самых высокооплачиваемых агентов ЦРУ... Удачлив до неприличия Биография Адольфа Толкачева, к которой уже только из-за имени его об­ладателя следовало присмотреться по­внимательнее, скромна и незатейлива, как мелодия токарного станка. Родившийся в казахском Актюбинске в 1927 году, он спустя два года вместе с родителями переехал в Москву. После окончания школы юный Адик поступил в Харьковский политехнический ин­ститут, где изучал оптико-механи­ческие радары. Интересная деталь, не правда ли? Зачем москвичу ехать на Украину и поступать в вуз, уровень ко­торого заведомо ниже, чем такой же столичный? Объяснений здесь может быть два - либо уровень школьной подготовки будущего агента был не слишком высок, либо в Харькове была специальность, которо

Каждую субботу эта образцовая московская семья седлала старенькую «копейку», загружала в нее пакеты с дешевой снедью и трусила на свою неприметную подмосковную дачу. И никто из окружающих и предположить не мог, что скромный глава семейства - один из самых высокооплачиваемых агентов ЦРУ...

Удачлив до неприличия

Биография Адольфа Толкачева, к которой уже только из-за имени его об­ладателя следовало присмотреться по­внимательнее, скромна и незатейлива, как мелодия токарного станка.

Источник- Яндекс картинки
Источник- Яндекс картинки

Родившийся в казахском Актюбинске в 1927 году, он спустя два года вместе с родителями переехал в Москву. После окончания школы юный Адик поступил в Харьковский политехнический ин­ститут, где изучал оптико-механи­ческие радары. Интересная деталь, не правда ли? Зачем москвичу ехать на Украину и поступать в вуз, уровень ко­торого заведомо ниже, чем такой же столичный? Объяснений здесь может быть два - либо уровень школьной подготовки будущего агента был не слишком высок, либо в Харькове была специальность, которой больше нигде не учили. Но раз так, та кто направил юношу на получение этой специаль­ности? Ведь в 17 лет, знаете ли, сделать подобный выбор без подсказки вряд ли возможно...

После окончания института Тол­качева направили в Научно-исследо­вательский институт радиостроения при Министерстве радиопромыш­ленности СССР. И здесь, как гово­рится, народ интересует: а с какой такой стати молодого выпускника на­правляют в столь престижное место? Вряд ли это могло случиться без вы­сокого покровительства - в Советском Союзе, чтобы добиться хорошего рас­пределения, надо было сильно по­стараться: стать членом партии, отра­ботать несколько лет в глубинке и при этом зарекомендовать себя классным специалистом.

А Толкачев не только в партии не состоял, он даже слегка «диссидент­ствовал». Конечно, не на людях - дома, на кухне, но тем не менее.

Впрочем, его принципиальное «не­согласие» с советской властью имело объективные причины. Так уж полу­чилось, что семья Натальи Толкачевой, супруги нашего героя, с которой он познакомился в том же НИИ, сильно пострадала от сталинских репрессий. Ее мать в 1938 году расстреляли, отца упекли в лагерь. Неудивительно, что неутоленные обиды жены постепенно стали частью самого Адольфа.

«Диссидент сердца»

Конечно же, это случилось не сразу: работать в секретном отделе НИИ радиостроения Толкачев начал в конце 1950-х, а решение шпионить на США принял в конце 1970-х. То есть ядо­витый овощ на антисоветской грядке зрел почти 20 лет. Благо почва ока­залась хорошо унавоженной: это было время оголтелого самиздата, где цар­ствовали Солженицын и Буковский, из всех приемников забугорные голоса рассказывали о травле Сахарова и зверствах в мордовских лагерях. При­бавьте сюда личные обиды, пустые полки столичных магазинов и рассказы тех, кто сумел побывать за «железным занавесом», где, как в Греции, есть абсолютно все! Кроме того, Толкачев полагал, что его карьере не дают раз­виваться и денег, к которым он был весьма падок, платят мало. На самом деле Толкачев, по советским меркам, зарабатывал прилично: 350 рублей! И это при том, что средняя зарплата со­ветского инженера колебалась в пре­делах 130-150 рублей.

Однако начиная с сентября 1978 года он пытался выйти на контакт с работниками американского посольства. Делал это оригинально, почти как сентиментальная барышня XIX века: писал письма и подбрасывал их в разные места. Однажды подбросил письмо прямо на сиденье посольской машины, в другой раз пришпилил за­писку под дворником на автомобильном стекле.

При этом в письмах он выкладывал такую информацию, что американцы впадали в ступор, не понимая: что это? Провокация КГБ? Бред сумасшедшего? Или несказанное везение?

А знал Толкачев действительно очень много. Он имел доступ к разра­ботке новейшей электронной системы управления самолетов МиГ, созданию приборов для обхода радиолокаци­онных станций, прочим секретным раз­работкам для боевой авиации.

Полгода инженер секретного НИИ охотился на цэрэушников, работающих в Москве, а они активно его избегали. Хотя переданную им информацию за­сылали в Лэнгли. Наконец, оттуда по­ступил приказ: «Инициативника под­вергнуть вербовке».

В январе 1979 года вожделенная вербовка случилась. Свое желание работать на США Толкачев объяснил тем, что давно является «диссидентом сердца», то есть внутренне нена­видит советский строй и все, что с ним связано.

Американцы не могли нарадоваться такой удаче - в их сети попала просто «царь-рыба»! Причем добровольно!

Работа на износ

В течение шести лет Адольф Тол­качев работал без передыха. И работал эффективно! Он сумел передать Со­единенным Штагам Америки 54 со­вершенно секретных разработки, которые в денежном выражении на се­годняшний день оцениваются в четыре миллиарда долларов. То есть, если бы не агент Сфера (агентурный псевдоним Толкачева), США пришлось бы раско­шелиться в исследовательской работе на такие деньги. А Толкачев принес все это на блюдечке с голубой каемочкой. На каждой из встреч, а их было по­рядка 20, Сфера передавал связникам из ЦРУ по полторы-две сотни фото­пленок с копиями новейших разра­боток советского ВПК. Там были данные о работе системы «свой-чужой», РЛС ПВО и ПРО страны, разработки во­енных самолетов новейших образцов, а также систем вооружения, крылатых ракет разной дальности и назначения, перспективные наработки во многих актуальных областях. Можно сказать, секретный отдел ведущего советского НИИ в течение шести лет был фи­лиалом ЦРУ.

Источник- Яндекс картинки
Источник- Яндекс картинки

Американцы высоко оценивали Тол­качева. За шесть лет они передали ему около 800 тысяч рублей (не забудьте, доллар тогда стоил 67 копеек) и по­ложили на зарубежный счет около двух миллионов долларов. На сегодняшний день это около шести миллионов дол­ларов: по миллиону в год - зарплата, превышающая зарплату президента США, которая равна 400 тысячам дол­ларов в год.

С технической точки зрения работа Сферы была организована идеально. ЦРУ снабдило его миниатюрной фото­техникой, и Толкачев в обеденный перерыв шел в туалет, где, закрывшись в кабинке, делал нужные фотокопии. А часть совершенно секретных до­кументов он и вовсе брал домой, ко­пировал их, а на следующий день возвращал. На этот случай кураторы изготовили для агента фальшивые удо­стоверения, которые он мог оставить в спецхране или секретной библи­отеке. а пользуясь подлинным удосто­верением, покинуть рабочее место в НИИ, чтобы «поработать» дома.

ЧЕЙ «вклад» БОЛЬШЕ?

Долгие годы самым «эффективным» агентом, завербованным ЦРУ, счи­тался сотрудник ГРУ Генерального штаба Министерства обороны СССР Олег Пеньковский. «Благодаря» ему провалилось около 600 разведчиков, из них 50 офицеров ГРУ. Но по финан­совым показателям лидирует, безус­ловно, Толкачев: некоторые эксперты полагают, что на самом деле он при­чинил СССР ущерб на сумму 20 милли­ардов долларов.

Со временем агент настолько ос­мелел, что просил кураторов привезти ему из США дефицитные лекарства, книги, бритвенные лезвия и даже пла­стинки с записями рок-музыки - роком увлекался сын предателя.

Невзирая на катастрофическую утечку секретной информации, КГБ так и не смог выйти на след Толкачева без посторонней помощи. В 1985 году на советскую сторону перешел бывший связник Сферы Эдвард Ли Ховард, ко­торого заподозрили в наркомании. Вторым источником стал Олдрич Эймс - занимавший должность начальника со­ветского отдела управления внешней контрразведки ЦРУ передал инфор­мацию о московском агенте.

Источник- Яндекс картинки
Источник- Яндекс картинки

9 июня 1985 года Толкачева аре­стовали. Его накрыли в последний момент: ЦРУ уже планировало вывезти агента и его семью в багажнике авто­мобиля через Ленинград.

За измену Родине суд приговорил Адольфа Толкачева к смертной казни.

Источник- Яндекс картинки
Источник- Яндекс картинки

24 сентября 1986 года приговор привели в исполнение.