Напомним сюжет сказки о невидимом платье короля.
Король некоторого государства нанимает двух проходимцев, которые обещают сшить ему новое платье из столь тонкой ткани, что она будет практически невидимой для глупцов. Проведя некоторое время за пустым ткацким станком, мошенники передают королю «невидимое платье».
Король и его придворные замечают, что сами не в состоянии увидеть обновку, однако боятся в этом признаться, чтобы не прослыть дураками. Таким образом, король расхаживает голышом, и все восхищаются его новым превосходным костюмом. Лишь маленький мальчик, наблюдавший за этим зрелищем, разоблачает короля, крикнув ему вслед фразу, ставшую впоследствии крылатой:
«А король-то голый!» (дат. «Men han har jo ikke noget paa.»)
Народ поддерживает мальчика, а разоблачённый король пытается скрыть свой стыд, гордо ступая дальше, как будто ничего не произошло. Хитрые обманщики, уже успевшие получить от короля золото, ушли из города.
Почему это мне вдруг захотелось напомнить сюжет сказки? Да потому, что на страницах Парламентской газеты я прочитал нечто похожее. Там рассказано про замечательные успехи сдающих ЕГЭ в 2021 году. Приведу цитату только про успехи в физике и математике.
«Рост средних баллов по математике и физике говорит о том, что растёт мотивация к изучению этих предметов. Выпускники более осознанно подходят к выбору и демонстрируют более высокий уровень подготовки. Как следствие, мы имеем рост качества абитуриентов на инженерных и других технических специальностях», — заявила директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова".
https://www.pnp.ru/social/uchastniki-ege-2021-luchshe-sdali-matematiku-i-fiziku.html
Про уровень подготовки абитуриентов надо бы спросить не Оксану Решетникову, заинтересованную в нахваливании своей работы, а преподавателей, обучающих будущих инженеров. Рост показателей надо бы получать из информации независимых экспертов, которые сравнили бы по уровню сложности варианты 2020 и 2021 годов. Без такого сравнения (а нам сравнить не позволяют, держа варианты в секрете!) нельзя доверять заявлению главы ФИПИ. Я склонен больше доверять другому эксперту - слабому по уровню подготовки выпускнику, который набрал 68 баллов на ЕГЭ. Он мне сказал: "Я не ожидал, что первые 7 задач будут такими простыми." А любые 6 задач первой части варианта дают проходной балл и положительную отметку (27 тестовых баллов). Вот переводная таблица баллов:
Хотелось бы в комментариях узнать мнения членов предметных комиссий об уровне сложности вариантов 2020 и 2021 годов.
Пользуясь случаем, надо обязательно сказать о переводной таблице первичных баллов. Выше показано, что первые 6 первичных баллов, дают 27 тестовых баллов, а вот последние 6 первичных баллов из таблицы:
Они дают прибавку только 6 баллов. Не 27, а только 6! ЕГЭ по математике - это самый справедливый экзамен... для слабых учащихся, а потом мне возражают, что ЕГЭ не тормозит образование. Разве возможность получить на ЕГЭ положительную отметку за 6 задач по программе 5-7 классов (задачи про число булочек на заданную сумму, про время движения поезда, про подсчёт длины отрезка или площади фигуры по клеточкам и т. п.) стимулирует изучать математику в 10-11 классе? Разве возможность за решение сложной задачи получить минимальную прибавку в тестовых баллах к чему-то стимулирует сильного ученика?
Откуда это у Оксаны Решетниковой рост мотивации к учению по сравнению с прошлым, тоже ковидным, годом? Зачем это она нам рассказывает про чудесное платье короля?