Они приходят в наш мир как боги,
а мы из них людей делаем...
по системе Фурсенко"
М. Задорнов.
Написать этот пост меня побудило несколько причин.
Первая - это личный опыт и тот вариант решения нашумевших проблем с образованием, который мы с супругой выбрали.
Вторая - когда заходила речь об этом способе в разговорах с самыми разными знакомыми мне людьми, практически всегда он вызывал живой интерес. Несколько человек совершенно точно пойдут тем же путём в ближайшее время. То есть я могу полагать, что и здесь некоторым эта тема может быть интересна.
Третья и последняя - https://www.yaplakal.com/findpost/97894235/forum7/topic2219927.html?hl= здесь я увидел некоторое недоверие к своим словам, из чего сделал вывод, что достаточно большое количество людей просто не в курсе о том, какие возможности появились в сфере образования за последние годы.
Когда два с половиной года назад мой сын пошёл в первый класс, я наивно полагал, что единственно возможный для нас вариант обучения это зачисление его в местную школу и был искренне рад, что эта школа сельская. Думаю не стоит напоминать, какие проблемы возникают сейчас в школах городских, от просто издевательств со стороны учеников и поборов со стороны учителей до событий запредельно серьёзных и трагичных. Наша школа изначально всех этих минусов была лишена. В селе, где всего проживает около 1000 человек, которые в основной массе знают друг друга в течение нескольких поколений, учительский состав не имеет возможности халтурить, а дети не могут хамить, прогуливать и даже просто не сказать "Здравствуйте" взрослому на улице. Пьяной и агрессивной молодёжи тут нет в принципе, конфликты пресекаются на начальной стадии, не доходя до сводок в полицейских сводках. В первом классе у моего сына было 14 детей из которых 10 ходили с ним в одну группу в местном же детском саду.
В общем не смотря на ряд проблем, о которых я писал два года назад на ЯПе, мы считали, что нам безумно повезло (И на тот момент, так оно и было). Но со временем стали выявляться определённые нюансы, большинство из которых свойственны для практически всех школ страны, как бы я не старался от этих проблем дистанцироваться.
Во-первых выяснилось, что школа как бы ни чему и не учит и вообще, да и не имеет такой цели, она должна направлять, регулировать и давать ценные указания родителям, на которых собственно процесс обучения и переложили. Что не показалось мне справедливы. Ведь если школьный учитель приходит ко мне с просьбой починить компьютер, я не даю ему набор ссылок на мануалы и магазины запчастей со словами "Вы что, дома совсем не занимаетесь? Вам плевать на свой компьютер? Уж постарайтесь потратить время и разобраться в вопросе, потом доложите что получилось, я оценю, а пока с вас Н тысяч рублей." Да в общем и сантехники, автомеханики и представители других профессий тоже так не поступают обычно, такое послабление сделали только для педагогов.
В итоге ребёнок приходит из школы в три часа дня, с ним нужно сделать домашние задания, покормить, дать ему отдохнуть, разобрать темы, которые проходили на занятиях сегодня и неделю назад. Что не так просто, он уже полдня потерял и конкретно устал.
В итоге таких противоречивых требований начинаются проблемы, как то: непонимание материала, депрессия у него, нервы у папы с мамой и серьёзные неприятности у кота, потому что именно он чаще всего попадает папе под горячую руку. Да, забыл сюда же добавить про такие чудесные вещи как внеклассное чтение, дневники наблюдения за природой(!), проекты и необходимость второкласснику объяснять экономику родного города (села), значение флага и гимна страны, валюты различных стран и ещё много чего столь же увлекательного , сколь и бесполезного для второклассника. Отдельно стоит упомянуть преподавателя по английскому, который преподают со второго класса с его пожеланиями этим тоже заниматься дома при том, что в школе и русскому-то не учат.
Честное слово, я не знаю никого, кто после школы знал бы иностранный язык. Английский я выучил уже после института, когда начал работать и было необходимо читать документацию и общаться с заказчиками. Заняло это всё примерно месяцев шесть. Если бы решился на переезд тогда же, то по опыту знакомых, на изучение английского хватило бы трёх месяцев.
Зачем учить иностранному языку во втором классе для меня великая тайна. Надеюсь, что чиновники из минБобра хотя бы понимают что и зачем они рекомендуют детям.
К концу второго класса, когда всех посадили по домам из-за страшной косоглазой заразы терпение кончилось совсем, но наступило лето и как-то я не занялся всерьёз этим вопросом, а осенью грянул трэш!
Третий класс встретил проверочными контрольными за весь период самоизоляции (ну, как там мама с папой тебя учили, пока школа пинала фаллические символы по пустым коридорам?), мерами повышенной готовности в виде масок, чеклистов каждый день и ироничными замечаниями от педагогов "Ну что, поняли как своих ублюдков учить?!". Я не шучу, это дословная цитата. В классе вместо четырнадцати учеников плавно оказалось двадцать пять и некоторые из вновь прибывших были откровенно социопатические личности. Что тоже добавило проблем, впрочем решаемых.
Где-то моим советом, где-то сообразительностью мелкого, где-то помощью его друзей на год-два старше (подержать агрессора за шиворот, пока идёт беседа). И никогда! не пресекаемые учителем.
Вот на этом моменте я хотел бы остановиться подробнее. В силу того, что у нас есть ребёнок, который ходит в школу, мы с супругой периодически интересуемся теми настроениями, которые задают тон и (по моему опыту) раньше или позже превращаются в "понятия" и "традиции" и далее в законодательные акты.
Просто две ссылки, надеюсь, за рекламу не сочтут:
https://zen.yandex.ru/media/krokoziabra/pec...0625351f76d1831
https://zen.yandex.ru/media/zapiski_uchitel...a2c8e1f2c5ef019
В таких темах (как и на любимом ЯПе) мне всегда интересен не посыл старт постера, а комментарии. И ещё интереснее лайки и дизлайки к ним. Это именно та статистика, которая даёт понимание об отношении читателей к тем или иным вопросам, поднимаемым людьми.
Я даже не знаю, что меня больше ужасает в этих темах. То, что люди, уставшие от эксперимента по самоизоляции готовы одобрить телесные наказания, или то, что "самоустранившееся" государство с холодным сердцем перебирает "чистыми руками" анкеты детей. Или то, что родители все как один, не зависимо от исходной позиции сходятся во мнении "надо менять систему!!!" не думая, что нет никакого смысла менять систему, ибо это не решит их насущных проблем. Ладно, увлёкся. Белку успокоил, дал орешков, дабы не бегала по осине, которая истекает соком в ожидании петли для кое кого... Ладно, успокоился.
Ныть как всё стало некрасиво можно ещё долго, но смысла не вижу. Окончательно у нас подгорело после приезда в гости знакомых ребят с жёнами, одна из которых была школьным психологом. И совершенно спокойно, сидя у меня за столом она сказала следующее про учителя моего сына "Ну что вы хотите, учитель она хороший, просто выгорела! И вообще, скажите спасибо что хоть так всё идёт, многие сейчас вообще хотят платное образование ввести!" Эта фраза и стала для меня тем самым факелом, который зажигает маршевый двигатель в афедроне.
Начать с того, что бесплатного образования и так по сути нет. Ребёнок ходит в школу бесплатно (условно, школа получает подушевое финансирование из бюджета, а бюджет формируется в основном из налогов), но чтобы он знал хоть что-то нужно тратить очень много времени родителей и денег на репетиторов. То есть сомнительная идея меня такой перспективой пугать. И раз де-факто мне платить всё равно нужно, посмотрю ка я в сторону частных школ.
Посмотрел, понравилось всё, кроме одного нюанса. Естественно в деревне эдаких изысков не водится, да и в областном центре (Иваново) достойная внимания школа всего одна (это не только моё мнение, то же самое я слышал от специалистов, которые работают в самом сильном детском развивающем центре). Решаемо, но к стоимости обучения добавляем аренду квартиры и повышение затрат на бензин, чтобы чаще ездить домой, необходимость как-то посменно жить в городе, оставлять супругу одну в морозы наедине с угольным котлом и газовыми конвекторами... Дороговато и хлопотно выходит, но на крайняк используем и этот вариант.
Далее решили, что можно перевести ребёнка на постоянную удалёнку и учить самостоятельно плюс репетиторы. Один хрен сейчас всё точно так же, но ребёнок дома почти не бывает и приезжает всегда уже уставшим, не способным к творчеству и постижению нового. Как раз подвалило какое-то ОРЗ, которое посадило дома нас всех троих, но в достаточно лёгкой форме, к врачам не обращались, ибо сейчас проще признаться в том, что у тебя ВИЧ, все четыре гепатита и гонорея, нежели просто сказать, что простудился. В общем посадили ребёнка дома и после выздоровления не спешили с возвращением в школу, учебники есть, по ним и учим, активно роем носами интенет.
Сразу отмели вариант с нынешней школой на удалёнке, как слишком тяжёлый морально и не эффективный. Потом супруга прочитала историю одной дамы, которая живёт с мужем и восемью детьми где-то в жопе Якутии на собственных охотничьих угодьях и столкнулась со схожими проблемами для двух своих детей. Вот там-то в комментариях кто-то и натолкнул на мысль, что если учиться удалённо, то абсолютно фиолетово будет это школа рядом или за несколько сотен километров. Ездить то всё равно придётся туда три раза за все одиннадцать лет на аттестации.
И вот тут я раскапываю онлайн школы, причём три года назад ещё их не было вообще как класса, подобные варианты я искал. На выяснение деталей и нюансов ушло ещё пара недель, с обдумыванием, советами с роднёй и знакомыми, кому тема образования близка, подсчётом денег и т.д. Это сразу пишу, чтобы не комментировали в духе "Влез в какой-то блудняк наспех, через год разберёшься и пожалеешь!"
В итоге было выявлено как минимум два таких заведения, которые работают с детьми начиная с первого класса (начиная с пятого выбор увеличивается на порядок). Как это всё выглядит с точки зрения законов.
Есть организация, которая занимается предоставлением услуг по дополнительному образованию (репетиторство). Они заключают договор с реально существующей школой где-то в Питере или Москве (в основном именно сами школы, как я понял и стали основоположниками такого способа). Ребёнок переходит на "семейную форму образования", зачисляется для прохождения аттестации промежуточных и итоговой за реальной школой, там он будет сдавать в том числе и ЕГЭ, там же получит аттестат.
А вот учить его будут совсем другие люди, это онлайн-школа. У них есть обучающая платформа со всеми методическими материалами, виртуальными классами и преподавателями, которые физически могут сидеть вообще где угодно. Есть расписание уроков, классы. Уроки идут по видеосвязи с виртуальной классной доской. Домашние задания ведутся в электронном дневнике, выполняются в тетрадях, сканируются в pdf и грузятся для проверки в платформу школы. Это наш вариант, мы выбрали его за то, что он более классический. Второй куда более продвинутый и честно, мне больше понравился, просто я решил, что системе обучения основанной на вебинарах мой сын пока не готов. Названия приводить не буду, ибо реклама. Все эти организации легко гуглятся и с удовольствием предоставляют интересующимся любою информацию, тестовые доступы к платформам и даже пробные занятия. Суть вкратце описал, теперь к плюсам этого метода. Хотя нет, сначала минусы.
На мой взгляд, он один - это стоит денег. Но минус философский, так как если человек хочет, чтобы ребёнок жил лучше чем он сам (а этого хотят все нормальные люди), то образование момент ключевой. Это уже не моё скромное мнение, это неоспоримый факт.
Плюсы (на мой взгляд):
1. Классы очень комфортного объёма, не более восьми детей. Учитель уделяет столько времени каждому, сколько считает необходимым. Если нужно, он спокойно оставляет одного, нескольких или всех когда не успел объяснить материал
2. Очень удобное расписание, уроки начинаются в 10 утра, заканчиваются в час дня. В день 2-3 урока.
3. За успеваемостью и мотивацией! ребёнка следит кроме родителей человек, именуемый куратором. Так же он занимается всеми организационными вопросами, обратная связь с учителями, дополнительные материалы и занятия при необходимости и вообще всё, что связано с учебным процессом. Куратор на связи всегда в вотсапе у меня и работает чётко.
4. Все уроки пишутся на видео и добавляются в личный кабинет, их всегда можно пересмотреть.
5. Программа берётся стандартная (всё таки по ней, какая бы идиотская она не была, сдавать экзамены), но она очень мощно усилена. И да, мне очень не понравился курс "Школа России", но если его дополнить материалами и преподавать как положено, то он весьма неплох.
6. Учителя избавлены от канцелярщины, всё, что не связано непосредственно с обучением, за них делают другие люди. Оплата у них тоже, я полагаю на хорошем уровне, то есть они неплохо мотивированы и им создали реально хорошие условия для работы. Школьных учителям о таком нельзя даже мечтать, а страдают в итоге дети.
7. Полностью исчезает привязка к местности, и учитель и ученик могут быть где угодно, я могу спокойно планировать любые поездки, лишь бы везде куда я собираюсь, был интернет (а это теперь не проблема). Одноклассница моего сына на НГ уехала в Намибию с родителями, потому, что там папе работу предложили.
8. Полностью исчезают проблемы, связанные с травлей. Второго одноклассника моего сына в школе избивали, это третий класс, напоминаю.
9. Знания на порядок выше, чем то, что давалось в обычной нашей школе. Школа начальная, так что сужу я по математике и английскому языку. Литература и окружающий мир отданы на самоподготовку как не критичные, по ним всего по одному уроку в неделю.
10. Вишенка на торте, та школа, которую я счёл пока не подходящей имеет привязки к нескольким реальным школам, в том числе в Испании. Насколько понял, в этом случае и аттестация сдаётся тоже испанская. Выводы делайте сами, итогами ЕГЭ, переезжая через границу РФ можно только попу подтереть.
В течение месяца я работал напротив ребёнка, помогал ему разбираться с платформой, контролировал технические моменты и слышал как идут занятия. Это нереально круто. Сейчас он занимается уже сам и я спокойно перевёз своё рабочее место в дальнюю комнату. Окончательные выводы я буду делать в конце мая, когда он закончит год, но пока разница впечатляет.
В качестве эпилога пару слов о реакции тех людей, чьё мнение для меня кое что значит на такие наши с женой манёвры.
Директор школы отнеслась с пониманием, сказав, что если решим вернуться, то двери всегда открыты. Чиновники из отдела образования запросили мой контактный телефон, но пока не звонили и думаю, что не позвонят.
Люди, чьё мнение по большинству вопросов для меня является крайне весомым восприняли эту новость с удивлением, но обдумав и обсудив решили, что дело того стоит. Друзья, родственники и знакомые моего или около того возраста, кто воспитывает детей восприняли эту тему с огромным интересом. Вплоть до моих начальников на работе. Даже в Москве это актуально.
Коронавирус, который уже год не сходит с первых полос новостей штука малоприятная. Не смотря на то, что я думал и писал год назад, негатива он принёс много. И у нас в семье многие болели, осенью умер дед со стороны отца. Среди друзей и знакомых так же есть потери. Но и кое какую пользу он принёс. Удалённая работа перестала быть уделом фриков, как это было с 2008 года, когда я сам начал так работать. Система обучения детей сделала мощный скачок. То, что я вижу сейчас не идёт ни в какое сравнение с тем, что знал три года назад. И наконец-то сбылось то, что я предполагал, но и сам не особо верил в такие чудеса, народ из городов робко посмотрел в сторону деревни.
За прошлый коронавирусный год в наши болота приехало немало людей. Кто-то строит дом, кто-то купил и ремонтирует, кто-то внезапно вспомнил про бабушкин. Этой зимой здесь было очень людно. Кстати, могу описать как прошлый год пережили в сельской глуши, если будет интерес. Это очень занятный опыт :)
Что же касается онлайн-обучения, то я абсолютно уверен, что за этим будущее. Этот способ учитывает интересы всех участников процесса. Полагаю, даже государство в ближайшее время поймёт, что ему это интересно тоже, надеюсь, не только в плане денег срубить.
За сим прекращаю рассказ, сиськи выложить не могу, ибо супруга стесняется, а раздевать и фотографировать юных фемин запрещает. Как обычно, готов принять участие в продуктивной дискуссии и ответить на технические вопросы.
Этот пост был написан почти полгода назад, на данный момент сын закончил третий класс и я могу подвести первые итоги:
1. С не совсем понятно каких оценок в муниципальной школе он перешёл на честные тройки, а к концу года имел совершенно законные 4 по всем основным предметам.
2. Разное барахло вроде технологии, изо и музыки и пр. я к таким не отношу. Причём знания именно его, супруга перестала делать домашние задания с ним вместе и только контролирует сам факт. И на контрольных он справлялся прекрасно. Если бы ещё не излишняя самоуверенность, которая выливалась в ошибки по невнимательности...
3. У всех нас резко стало намного больше свободного времени. 13-го мая первый раз поехали купиться, стояла лютая жара. Часа в два я закончил работать, а сын к тому времени уже закончил и с уроками и с ДЗ. Сели в машину и поехали. По пути встретили школьную газель, которая по нашей скрепной и высокодуховной дороге, предназначенной для уничтожения подвески танков НАТО на случай войны, ковыляя везла уставших школьников домой. Одетых по форме, в пиджаки, а климат-контроль в газели, как понимаете не предусмотрен, нельзя детям привыкать к хорошему, впереди жизнь полная лишений.
4. Есть такая неприятная весчь как буллинг. То есть травля. Что это такое, пояснять думаю не нужно, те, кто считает это нормой и хорошей подготовкой к жизни могут пойти поцеловать под хвост ближайшую собаку. В третьем классе сын уже начал с этим сталкиваться. Как это разруливать пришлось объяснять ему достаточно долго, но мы справились, проблемы с одноклассниками и старшаками мужского пола были успешно решены, причём без вмешательства взрослых. Но потом пошли первые звоночки о серьёзных проблемах со стороны гиперактивных девочек, которые куда быстрее созревают, как всем известно. А вот там всё куда печальнее, ибо до сих пор считается, что девочек бить нельзя и вообще ничего нельзя против них предпринимать. Мои объяснения сыну, что обидчик пола не имеет и должен получить полной мерой независимо ни от чего (даже если ребёнок даун-инвалид, извините вломить ему за издевательства по самые помидоры грехом не считаю) не встретили понимания общественности. В онлайн школе такое невозможно по определению.
5. Мотивация. Причём у всех сторон. Учитель заинтересован в том, что бы дать хорошие знания, иначе он не получит денег. Ученик заинтересован потому, что его УЧАТ честно и СПРАШИВАЮТ честно. Хвалят при всех, ругают наедине, как это и должно быть, это азы психологии для любого руководителя, только в школах с этим всегда был и есть толстый хвост полярной лисы. Родители заинтересованы едва ли не больше всех, они платят из своего кармана, а это очень сильный стимул для того, чтобы следить за процессом, не мешать ему, помогать и учителю и своему собственному ребёнку.
Подводя итоги могу сказать, что такой выбор себя полностью оправдал для нашей ситуации. Даже живя в городе, а в город придётся перевести сына через годик, именно такой формат образования нам наиболее интересен. Муниципальная школа для меня умерла и интереса не представляет. Тем более что пора уже глаза открыть и признать простой факт. Либо ты тратишь деньги и время на образование своего ребёнка, либо будущего у него не будет, государственные школы просто не заинтересованы в этом. Их задача получить на выходе не слишком грамотного, не совсем здорового гражданина, который будет честно пахать за зарплату среднего класса, которую озвучил наш президент и не умничать. Идеологическая составляющая пока строится на хромых костылях православия, победы в ВОВ и какой-то абстрактной любви к Родине, но скоро и этого големчика до ума доведут.