Если занятие групповое, а преподаватель впал в негатив - пиши пропало. И не так важно, идёт ли речь о затяжной депрессии или о локальной неприятности у педагога: страдает каждый из участников действа под названием "урок". Тревожность вредит восприятию, мешает доверию, накаляет атмосферу.
А если занятие индивидуальное, но проблема та же? Тут, пожалуй, пострашнее вариант. При общении тет-а-тет... соблазнов сорваться на ученика по любому поводу - больше. Облако гнева - на весь белый свет - повисает в замкнутом пространстве.
О, я сотни раз в жизни примеряла такую печаль на себя, причём - с разных сторон выступая.
Как мама, я приводила наследников на специальность в музыкальную школу - и порою "за километр" чувствовала: с педагогом неладно, что-то стряслось, пережить бы урок "без потерь"... Как преподаватель, я тысячу раз выходила к студентам "полуживая", кем-то обиженная, оскорблённая, "прибитая" болезнью малыша или семейными неурядицами. Выходила и в тяжких раздумьях о собственном здоровье, готовясь к очередной своей операции "без гарантии". В общем, с камнем на сердце выходила. Периодически...
5 февраля текущего года я предстала перед аудиторией - и поведала студентам: накануне ушёл из жизни мой отец, назавтра прощание. И казалось мне поначалу, что не выдержу я третьекурсную лекцию по гармонии. Но ребята, притихшие и собранные, слушали благодарно - а меня всё дальше уносило в дебри внутритонального хроматизма и структурных разновидностей в аккордике группы двойной доминанты...
С материалом я справилась. Выпустив, спустя пару часов, из класса всех молодых людей, - раскрыла настежь окно, вдохнула морозного воздуха... и дошла вдруг до важной для себя мысли.
Работа в педагогике врачует душу, если душа к тому готова.
Да, может быть очень тяжело, непоправимо тяжело - изматывающе: вот только пойти и взвыть. Может быть физически больно, а может - просто гадко и гнусно, когда тебя ни с того ни сего подставили, глумясь над твоими слабостями. Или - хуже того - открыли тебе беспощадную правду (коей ты почему-то видеть упорно не хотел), если ты на самом деле очень виноват. Так - бывает.
Раз уж ты выбрал учительство своей профессией - альтернативы у тебя нет.
Приводи себя в порядок за десять-пятнадцать минут - и соответствуй. Вещай, доказывай, звучи, открывай истины подрастающему поколению.
Эти юные люди никоим образом не повинны в том, что у тебя крупные неприятности. Ты же не хочешь разрушать их психику, допускать страдания неокрепших душ от твоего негатива? Дай же им шанс прожить ещё один позитивный день, окрашенный яркими эмоциями от твоего урока!
Я не говорю, что мне легко, - нет. Просто поняла, что - в принципе - вытягиваю.
В педагогике неизбежны и совершенно необходимы подобные энергетические "вбросы" - в самые острые моменты.
Возможно, и нет ничего проблематичнее в нашей профессии, чем моральная стойкость.
17 лет я в штате училища. "Зубры" старой школы, когда-то взрастившие в том числе и меня, - продолжают, по мере сил, "впахивать" и творить. Поколение моих первых учеников - пробует себя в специальности, поработав 2-3 сезона "в тестовом режиме" - и образует привычную "текучку кадров" в своём возрастном сегменте. Признаёт, что педагогика - испытание нервов, но не стесняется его провалить. (Спасибо, ребята, за вашу честность: вы бесконечно правы.)
Много можно рассуждать о качествах, оптимальных для жизни в учительстве.
Думается, умение сохранить достоинство в любой жизненной ситуации - важнейшее из них.
И это слишком высоко - почти не достижимо.
Учим. Учимся. Пытаемся.
Процесс - бесконечный...