У Лизы было отличное образование: она входила в число обладателей красного диплома по своей специальности. Девушка уже предвкушала для себя прекрасную работу на хорошей должности с высокой зарплатой. Оно и понятно, дипломы химика-технолога с отличием на дороге не валяются. Такие сотрудники всем нужны. Да, у Лизы однозначно должна была сложиться отличная карьера. Всё у неё для этого было: и стремление, и ответственность, и ум, и куча прочих полезных важных деловых качеств.
Лизу приняли на комбинат по производству красок. Там производилась разная продукция для художников, да и просто для детей или творческих людей. Это были масляные краски, гуашь, акварель, пастель и даже фломастеры- целый огромный красочный мир! Лиза была в восторге от своей работы. Вы только подумайте: она, молодая выпускница, и уже на таком большом предприятии, продукция которого раскупается по всей стране!
Однажды Лизу вызвал начальник и недвусмысленно намекнул на то, что работать ей будет легче, и с зарплатой не обидят, если она будет "сотрудничать" с начальством, сообщая о любых проступках, опозданиях, разговорах сотрудников своего отдела. Лиза сперва слушала спокойно в надежде на то, что начальник опомнится, смутится и переведет разговор в другое русло. Но директор и не собирался отступать от своей идеи получать доносы на подчиненных. Лизу вдруг бросило в жар, потом в холод. Жутко сдавило голову и стало нечем дышать. В её голове проносились мысли о том, что её розовый или нежно-фисташковый мир, в котором все люди - братья, все готовы помочь друг другу, интеллигентны и добродушны, становится темно-серым с черными пятнами. Неужели, она, честная, добрая, отзывчивая Лиза, будет "сдавать" начальству своих коллег?!
- Нет, не бывать этому! Я так не могу! - выпалила Лиза, собрав всё своё достоинство и смелость в кулак.
Её слова повергли начальника в шок: до сих пор до Лизы у него были более сговорчивые подчиненные, которые хотели жить с начальством в мире и согласии. А тут какая-то выскочка праведная выискалась. Теперь сложнее будет дергать ниточки и заставлять марионеток двигаться по его воле.
-Ну, и катитесь на все четыре стороны! - свирепо с дикой досадой прорычал Лизин босс.
Так Лиза оказалась безработной. В маленьком городе, куда она по семейным обстоятельствам переехала, не было подходящих её профилю вакансий, а зарабатывать на жизнь нужно было. Спустя месяц Лизе подвернулась работа флористом в небольшом цветочном магазинчике в одном из спальных районов города. "Была, не была! - подумала девушка, - работа - просто сказка, среди цветов, ваз, игрушек и открыток - вечный праздник!" Да и зарплату обещали даже больше, чем на комбинате.
Лиза ответственно трудилась, ухаживала за растениями, собирала букеты, принимала товар от поставщиков, печатала ценники и вежливо общалась с покупателями. Всё вроде бы шло хорошо. В день первой зарплаты приехал хозяин цветочного магазина и выдал своей работнице зарплату - несколько тысячных бумажек, раза в три меньше, чем было обещано. Предвосхищая Лизин вопрос "Почему так мало?", босс начал её ругать за то, что она не реализовала 100 процентов цветов, очень много оказалось в отходах, и прибыли магазин почти не получил. Лиза была в шоке. О чем он говорит? Какие сто процентов? Да эти завядшие цветы ни в один букет не вставишь? Как людям в глаза смотреть, если втюхивать им старые дряблые хризантемы или потемневшие от химикатов розы? Они же берут цветы, чтобы порадовать своих близких или друзей. Это нечестно!
Босс побагровел от ярости, кинул Лизе смятые тысячные бумажки на стол и крикнул:
- Мне такие работники не нужны! Всю жизнь будешь страдать из-за своей честности и праведности!
Нашей героине ничего не оставалось делать, как искать себе новую работу. Нужно было оплачивать жильё, чем-то питаться, одежду покупать. Так Лиза устроилась в пельменный цех. Она искренне надеялась, что уж здесь-то не придётся наступать на горло своей совести, а просто качественно и быстро выполнять свою работу - лепить пельмени.
Лиза вспомнила, как в детстве вместе с мамой они делали фарш из свежего мяса, которое привозил Лизин дедушка из деревни. Мама делала нежное вкусное тесто, а Лиза своими маленькими пальчиками так ловко и быстро заворачивала мясные шарики в кружочки из теста, что все удивлялись.
- Ну вот и пригодится здесь мой талант, - улыбнулась Лиза.
Рабочие будни сменяли друг друга, всё у Лизы получалось, но однажды она, проходя мимо мясного цеха, где фарш делали, увидела на столах не говядину и свинину, а вымя, печень, свиные уши и прочую малоприглядную требуху.Из всего этого добра изготавливался фарш для тех пельменей, которые Лиза со своими коллегами по цеху с теплом и душой лепила изо дня в день. Их пельмени ели дети, взрослые и пожилые люди, ели в больницах и детских садах.
- Как же так: получается это обман! Ведь на упаковке написано, что внутри настоящее мясо! Выходит, что я к этой афере причастна! Нет, я так не могу!- проносились мысли в Лизиной голове.
Она пошла к владельцу предприятия и заявила, что видела, из чего изготавливают фарш. Начальник улыбнулся, подошел к Лизе поближе и сказал шёпотом:
- А вы что думаете, я вам деньги на зарплату на ксероксе печатаю? Времена сейчас нелегкие, выживать надо! Вот и крутимся, как можем!
- Но это же бессовестно! Вы обманываете людей!
- Дорогая, хотите у нас работать, будете помалкивать!
Вот так снова Лиза без работы. Это уже тенденция какая-то. Что же делать?
Лиза брела из пельменного цеха на набережную. Села на лавку у воды и горько во весь голос зарыдала. В её слезах собралась вся злость на этот жестокий лживый конъюнктурный мир, ужасную реальность, где всё на свете продается и покупается, где обманом и лестью можно заработать себе на безбедную жизнь, где нет ничего святого, и совесть - лишь помеха на тернистом карьерном пути.
На этот раз Лиза не пошла на биржу труда искать очередную работу. Она часто ходила в благотворительную организацию, где помогала раздавать бесплатные обеды бездомным. Лизе там нравилось, там она была сама собой, она приносила пользу, ей не приходилось лгать, идти на сделку с собственными принципами честности и справедливости. Впервые за недолгое время её трудовой деятельности Лиза почувствовала себя счастливой и свободной. Так могло продолжаться и дальше, но суровая реальность вновь заставила девушку искать себе способ заработка.
Работа дворником подвернулась ей случайно. В их доме дворник дядя Петя запил. А Лизе просто надоело перешагивать через пустые пластиковые бутылки и прочий мусор, и она стала убирать во дворе на общественных началах. Её труды заметили жители, и руководство ЖЭКа приняло Лизу на работу дворником. Ей нравилось приводить двор в порядок, цветы сажать, ухаживать за кустами сирени, мести разноцветную шуршащую осеннюю листву.
Однажды Лиза, как обычно, подметала тротуар, как вдруг около неё остановилась черная блестящая "Мазда". Лиза несколько смутилась и испугалась: машина ей была незнакома.Из салона вышел молодой человек в кожаной куртке, в лакированных дорогих ботинках, на руке блестели фирменные часы.
- Лизка! Привет! Ты меня не узнаешь? Это я, Пашка! - нарушил тишину голос парня.
Лиза вдруг вспомнила Павла. Они вместе учились в институте, курсовики вместе писали. Он тоже красный диплом получил.
- Лиза, а я думал, что обознался! Никак не верится, что ты - дворник! Ведь тебе такое будущее светило, с твоими-то мозгами! - начал объяснять Паша.
Лиза не нашла ничего лучше, чем просто пожать плечами и отвела глаза в сторону.
- Ну, а ты где, кем работаешь? - спросила Лиза.
- Да я отдел в фирме возглавляю. Повезло мне: с начальством дружу, где надо молчу, где надо на какого-нибудь человечка неудобного служебку состряпаю для директора. Так и зарплату себе немалую выбил. Ну ладно, в общем всё у меня зашибись! Ты давай звони, если что, может, поговорю с кем надо, устрою тебя к себе! - ответил Павел, протягивая свою визитку.
- Спасибо, не надо. Мне и здесь неплохо, - поглаживая лист сирени и пытаясь подавить подкатывающие к глазам слёзы, ответила Лиза.