Производители ставят виртуальные технологии на службу развития своей устойчивости
Сегодня устойчивое развитие ставится во главу угла, так как потребители и регуляторы требуют продуктов и услуг, поддерживающих экологическое, социальное и экономическое благополучие. Производители, способные конструировать и моделировать продукты виртуально, переосмысливают свои бизнес-модели для защиты ресурсов планеты и создания новых возможностей. В международной аэрокосмической компании Airbus трансформация идет полным ходом. Компания перестраивает свой бизнес для развития экологической, социальной и экономической устойчивости, и основной упор делается на «зеленое» производство.
Так, Airbus работает над заменой материалов, выделяющих летучие органические соединения, сокращает использование воды за счет передовых технологий очистки стоков и изыскивает возможности переработки отходов во всех своих производственных операциях. Но нацеленность Airbus на устойчивость простирается далеко за пределы заводских цехов. Используя виртуальное моделирование, дополненную реальность и искусственный интеллект для повышения эффективности и совместных инноваций, компания стремится предоставить своим сотрудникам, партнерам и клиентам возможность внести свой вклад в более устойчивое будущее.
«Настоящая проблемой станет наш будущий продукт и связанная с ним промышленная система, — говорит Роберт Нардини (Robert Nardini), старший вице-президент отдела машиностроения в компании Airbus. — В этом контексте мы вступили в программу значительной трансформации компании, получившую название "Цифровой дизайн, производство и обслуживание" (Digital Design, Manufacturing and Services — DDMS). Она строится вокруг принципа совместного конструирования продуктов в промышленной системе и направлена на поиск глобального оптимума путем отхода от классического последовательного подхода: проектирование, изготовление и затем обслуживание. Наша цель — интегрировать экологическое измерение с самого начала и на протяжении всего жизненного цикла продукта от изготовления воздушного судна до окончания его эксплуатации».
Международное энергетическое агентство прогнозирует падение выбросов СО2 на 8 % в 2020 году — частично из-за сокращения местных и мировых перевозок людей и товаров.
Airbus иллюстрирует ключевую тенденцию среди ведущих производителей, признающих, что устойчивого развития невозможно достичь, преследуя фрагментарных второстепенные цели.
«Эксперты во всем мире обсуждают интеграцию устойчивого развития на уровне ценностей, — говорит Уэйн Виссер (Wayne Visser), профессор по интегрированной ценности и глава направления устойчивой трансформации в Антверпенской школе менеджмента (Бельгия). — Это означает изменение бизнес-модели, включение устойчивого развития в стратегические цели, перепроектирование продуктов и услуг, а также обязательный административный контроль по всей цепочке поставок».
Запуск трансформации
В основе этой тенденции лежит фундаментальный сдвиг в восприятии устойчивого развития производителями, вызванный все более пристальным вниманием потребителей и регуляторов к экологической эффективности. Дополнительный толчок был получен в 2015 году, когда ООН представила 17 так называемых «целей устойчивого развития», чтобы привлечь частный сектор к решению проблем мирового масштаба.
За пять лет до принятия этих целей роль бизнеса в устойчивом развитии — и влияние устойчивого развития на успешность бизнеса — уже были продемонстрированы глобальным производителем потребительских товаров Unilever, запустившим свой «План устойчивого образа жизни Unilever» (Unilever Sustainable Living Plan). В компании Unilever считают, что эта инициатива стала источником значительной деловой выгоды, включая рост, вызванный внедрением так называемых «осмысленных брендов» (brands with purpose), а также привела к росту доверия к бренду среди потребителей и позволила создать цепочку поставок, которая гораздо более устойчива к воздействиям, связанным с изменением климата и другими рисками.
В последнее время любые сомнения, которые еще оставались в отношении выгодности экологически и социально-экономически стабилизированных процессов, пошатнулись под влиянием пандемии COVID-19, которая заставила производителей искать новые пути организации работы. Столкнувшись с ограничениями на поездки и производство, компании увидели, как реорганизация ведения дел может привести к воздействиям, которые действительно будут направлены на экологическую и социально-экономическую стабильность. Например, по данным расположенной в Париже межправительственной организации «Международное энергетическое агентство», которая специализируется на рекомендациях в области соответствующей политики, по итогам 2020 года ожидается мировое сокращение выбросов СО2 на 8 %, до минимального за 10 лет уровня — частично из-за сокращения местных и мировых перевозок людей и товаров.
Это сокращение, по мнению Виссера, указывает на то, что когда «сложная и развивающаяся система экологической и социально-экономической стабильности нарушается, появляются также и возможности для трансформации». Например, руководители многих компаний поняли, что рассредоточенные по миру цепочки поставок, в которых производство было организовано там, где оно обходилось дешевле всего, — даже если при этом сжигался уголь и продукцию приходилось везти за тысячи километров, увеличивая при этом выбросы СО2 — плохая идея не только для окружающей среды. Это также оказалось плохо и на устойчивости производства, когда остановка перевозок привела к прекращению своевременного поступления деталей и материалов. Решение таких вопросов, следовательно, делает бизнес более хорошим соседом на глобусе — а сам он становится более устойчивым, уменьшая риски прекращения работы.
"Это типичный деловой пример экологической и социально-экономической устойчивости. Потребители платят дополнительные деньги за экологичные и социально ответственные продукцию и услуги, но сейчас уже недостаточно просто заявить о приверженности этим принципам".
Уэйн Виссер, профессор в сфере объединенных ценностей и глава трансформационного направления в области экологической и социально-экономической стабильности Антверпенской школы управления.
Надежные рабочие показатели
В результате вышесказанного экологически и социально-экономически ответственное производство превратилось из учебной задачи на соблюдение нормативно-правовых ограничений в ключевой фактор конкуренции.
«Это типичный деловой пример экологической и социально-экономической устойчивости», - говорит Виссер. «Потребители платят дополнительные деньги за экологичные и социально ответственные продукцию и услуги, но сейчас уже недостаточно просто заявить о приверженности этим принципам».
Вместо слов производители делом должны доказать свою экологичность и социально-экономическую ответственность, что означает измерение и управление такими факторами, как потребление энергии при производстве и перемещении продукции, а также то, является ли эта энергия возобновляемой или невозобновляемой, изготовлена ли продукция из экологичных материалов и не используются ли при ее производстве неприемлемые формы или условия труда, а также то, насколько легко продукция может быть утилизирована или повторно переработана по окончании срока службы.
Цифровые технологии — в особенности в форме виртуальных макетов, которые позволяют видеть все эти факторы и управлять ими при помощи компьютеров до того, как будут вложены какие-либо физические ресурсы — позволяют производителям внедрить принципы экологической и социально-экономической стабильности в бизнес и документально подтвердить достигнутые результаты.
Например, разработчики электромобилей из Барселоны, компания QEV Technologies, используют облачную платформу виртуального опыта для улучшения сотрудничества внутри предприятия и для работы с внешними производителями автомобилей, которым компания оказывает помощь в переходе на производство электромобилей. После того, как использованных при запуске проекта отдельных систем стало недостаточно, компании потребовалось перенести накопленные данные в одно место, где ими было бы просто пользоваться и управлять.
Разработчик электромобилей, компания QEV Technologies, использует облачную платформу виртуального опыта для уменьшения затрат и повышения эффективности производства за счет одновременной разработки идей и технологического проектирования.
«Одна из самых важных причин, по которым новая платформа нравится нашим инженерам, — это то, что она всегда предоставляет им самую новую версию информации, необходимой для ознакомления с продукцией или для перехода к конструированию», — говорит Жоан Орус (Joan Orús), операционный директор компании QEV Technologies. «По мере роста нашей команды мы стали делать ошибки из-за того, что использовали не ту версию детали, а это стоило нам времени и серьезных денег».
Делая свой бизнес более эффективным и прибыльным, компания QEV Technologies также вносит свою лепту в дело мировой экологической и социально-экономической стабильности. «Мы хотим применить эту технологию для того, чтобы изменить весь мир», — говорит Орус. «Мы хотим иметь чистые города. Для нас важно не то, чтобы наши машины были быстрее или дороже других; мы должны сосредоточиться на снижении затрат и на повышении эффективности всей отрасли, занятой созданием средств передвижения, и мы можем использовать для этого накопленный опыт».
Наконец, способность зримо представить роль компании в экологических, социальных и промышленных системах — ключ к достижению целей устойчивого развития и к росту бизнеса.
«Экологическая и социально-экономическая стабильность заключается в том, чтобы понять, частью какой системы вы являетесь, и переосмыслить паттерны внутри этой системы», — говорит Виссер. «Это совместное приложение усилий, которое означает умение прислушиваться к голосу партнеров, понимание их забот и потребностей, а также изменение деловых моделей по всей длине цепочки поставок с целью включения в них совместно используемых инноваций. Когда компании преуспевают в этом, клиенты следуют за ними».