Очень часть девушки-подростки находятся в таком эмоциональном состоянии, что могут натворить глупостей
На консультацию ко мне пришла Ксенья, 57 лет.- опекун девушки Киры, 16 лет. Когда Ксенья позвонила, чтобы договориться о встречи, она плакала в трубку:
«Что мне делать? Кира закрылась в комнате и постоянно плачет. Вчера вообще с ней случилась истерика. Я очень боюсь за ее жизнь. А, вдруг ночью она что-нибудь с собой сделает?».
Девушка Кира никогда не знала свою мать, она побывала в нескольких семьях и везде с ней не находили взаимопонимания. В возрасте 13 лет она попала в Детский дом, а в 15 лет мама-Ксенья забрала ее к себе в семью. В сельской школе сразу обратили на Киру внимание: «Красотка, да еще и балерина». Молодые люди стали ходить за ней стаями. Один из них понравился девушке и они стали встречаться.
Когда Кира узнала, что ее парень изменяет с другой, ей казалось, что «жизнь остановилась». Истерики, которые повторялись у нее несколько дней не приносили девушке облегчения, а только отнимали силы.
Тогда она решила ночью «поцарапать себе руку», потом сфотографировать это и послать парню, который как она считала будет с ней всю жизнь.
«Пусть ОН посмотрит, пусть знает, что это я сделала из-за него».
Как нам- родителям быть в такой ситуации? Как себя вести, как успокоить дочку? Что говорить ей и что лучше делать, а чего нужно избегать?
Категорически запрещено!
1. Наказать, особенно физически. Первое, что приходит в голову многим родителям – «отшлепать хорошенько, чтобы «фигней» не страдала»
«Чтоб ты больше даже думать о таком не смела? Посмотрите на нее, ты кого думала напугать?»
2. Проявить неверие в серьезность намерений ребенка
«Ой, что я тебя не знаю? Никогда ты такого не сделаешь»
Первое, что нужно сделать, когда вы обнаружили подростка в таком состоянии - оказать экстренную помощь.
Как только убедились, что жизни ребенка ничего не угрожает, переходим к следующему шагу - стараемся успокоить, обнять, напоить чаем. Отложить все дела и дать понять ребенку, что сейчас в Вашей жизни нет ничего более важного, чем он.
Когда подросток пришел в себя, в этот же день нужно поговорить с ним, учитывая следующие правила, на которых я подробно останавливалась в предыдущей статье. Кратко, вот эти правила:
- «Слушать подростка ОЧЕНЬ внимательно»
- «Держать с подростком тактильный контакт"
- «Не вступать в спор».
- «Прояснить суть конфликта»
А теперь, то, о чем БОЯТЬСЯ ГОВОРИТЬ РОДИТЕЛИ, считая, что это принесет вред ребенку.
Разговор «Завтрашний день (после царапанья руки) без прикрас»
Этот разговор потребует о Вас и от подростка воображения. Здесь важно, не боясь последствий, представить вместе с подростком всю картину происходящего после попытки ухода.
Я приведу здесь фрагмент моего разговора с Кирой.
Психолог: Кира, ты действительно этого хотела?
Кира: Да, я этого хотела
Психолог: Давай представим с тобой, как бы все было. Тебя бы нашли утром на твоей кровати, бледную с ввалившимися глазами. Вначале бы все орали и вызывали скорую . Потом приехали бы врачи и зафиксировали происшествие. Мама, и все домочадцы бы горько плакали
Только ты бы их не слышала. Для тебя уже все закончилось – наступила пустота.
Кира кивает: Да, так бы и было
Психолог: А как ты думаешь, твой парень пришел бы?
Кира тихо кивает – «да, пришел бы»
Вот это и есть самое главное, то, ради чего она это сделала.
Спорить нельзя! В этот момент нельзя пошутить:
«Ага, как же, пришел бы он! Да, он бы выпил и спал беспробудно или гулял с друзьями».
Психолог: Думаешь, что пришел? Купил бы цветы и пришел. А потом, начался бы следующий день, уже без тебя. Как ты думаешь, вспомнит о тебе твой парень через день, а через два, а через месяц? (
Кира задумывается...
Психолог: Ведь жизнь такая яркая и насыщенная, она идет своим чередом, каждый день чем-нибудь наполнен и, поверь, постепенно все твои самые близкие друзья займутся другими делами, у них будут новые увлечения, и о тебе они будут вспоминать все реже и реже.
Не бойтесь фантазировать и в мельчайших подробностях представить вместе с подростком, что будет происходить. Вы должны постараться
убрать из головы ребенка весь налет романтизма
, который осел у него в уме благодаря кинематографу и различным картинкам из интернета.
Психолог:«Ты думаешь это выглядит красиво и романтично?»
Кира молчит, ей не хочется в этом признаваться – она ведь считает себя вполне взрослой и значит все серьезно.
А на самом деле в голове мелькают эстетично выстроенные картинки –
«лежит вся такая безумно красивая девушка, вся в цветах, а над ней склонился ее парень со слезами на глазах».
И вот эту самую картинку нужно развеять описанием действительности. Постараться эту действительность представить в очень неприглядном и неприятном свете. Мы с вами, как взрослые люди, к сожалению не раз участвовали в различных траурных церемониях.
Так вот, постарайтесь вспомнить и описать подростку, как это происходит на самом деле. Тут все средства хороши, чтобы
вызвать у подростка стойкое отвращение!
«А ты представляешь, какой жуткий запах?» или «А ты подумай, какой мерзкий поп в церкви, где отпевают» и т.д.
Если у вас это получится - заменить его романтизм на отвращение, тогда можно быть уверенным, что попытка не повторится.
Завершение беседы - "Пойми, будущее прекрасно!"
Можно говорить о предстоящем лете или об окончании 9 класса.
Психолог: Слушай, хватит об этом. Расскажи мне – ты уже выбрала платье себе на выпускной? А какие будут на тебе украшения? А туфли уже подобрали?
Не забываем – подросток должен быть ориентирован на будущее – это его жизненный ресурс.
Вот собственно такое психологическое вмешательство, которое поможет Вам в разговоре с подростком, находящимся в депрессии по поводу расставания с любимым человеком.
Что вы думаете об это, дорогие читатели? Попадали ли вы, как родители, в подобные неприятны ситуации?
Оставляйте свои комметрарии.
Ссылка на предыдущую статью: https://zen.yandex.ru/media/id/60894bd575c7d1049820e0fa/kak-pogovorit-s-podrostkom-tak-chtoby-on-prodoljil-jit-dalshe-i-ne-sovershil-opasnogo-postupka-60be80015bad2d210c79ec75