Найти в Дзене
Анастасия Богачёва

Чтобы выйти из зоны комфорта, в нее нужно сначала войти

Толковый словарь Ожегова определяет слово «комфорт» как «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». Вот оно: спокойствие! Когда изменений вокруг слишком много, спокойствия остро не хватает, и организм начинает его всеми силами требовать. Другими словами, чтобы перестать нервно реагировать на происходящие вокруг изменения, нужно организовать себе зону спокойствия, пресловутую тихую гавань, в которой безопасно переживать жизненный шторм. То есть ту самую зону комфорта. Но в обществе принято эту самую зону комфорта всячески осуждать: это остановка в развитии, это тупиковая ветвь эволюции и всё такое прочее. Всегда ли общество право? Со времен Карла Роджерса (американский психолог ХХ-го века) ученые обсуждают причины конфликта между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Лично мне больше всего нравится определение самого Роджерса: «Человек принадлежит к определенному биологическому виду и, как таковой, имеет видовые характеристики. Одна из них заключается в

Толковый словарь Ожегова определяет слово «комфорт» как «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». Вот оно: спокойствие! Когда изменений вокруг слишком много, спокойствия остро не хватает, и организм начинает его всеми силами требовать.

Другими словами, чтобы перестать нервно реагировать на происходящие вокруг изменения, нужно организовать себе зону спокойствия, пресловутую тихую гавань, в которой безопасно переживать жизненный шторм. То есть ту самую зону комфорта.

Но в обществе принято эту самую зону комфорта всячески осуждать: это остановка в развитии, это тупиковая ветвь эволюции и всё такое прочее. Всегда ли общество право?

Со времен Карла Роджерса (американский психолог ХХ-го века) ученые обсуждают причины конфликта между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Лично мне больше всего нравится определение самого Роджерса: «Человек принадлежит к определенному биологическому виду и, как таковой, имеет видовые характеристики. Одна из них заключается в том, что он неизлечимо социален».

Другими словами, мнение социума влияет на нас всегда. Например, нормы внешнего вида всегда диктовались модой. Сначала хотелось подражать королевским особам и королевским фавориткам (исторический пример: герцогиня Ньюкасл ввела в моду черные кружочки – мушки – которые наклеивала на лицо, чтобы спрятать под ними прыщи. «Мушки» стремительно вошли в международную моду. Помните шуточки вокруг гардемарина Алеши из известного фильма?). Желание подражать сильным мира сего вполне оправдано: от их благосклонности зависело не только благосостояние, но иногда и сама жизнь окружавших их придворных.

Потом моду стали диктовать специальные люди – модельеры. Дальше подключилась реклама… ну дальше вы знаете.

Нормы общественного поведения тоже не стояли на месте. Одна религия чего стоит – за отклонение от догм наказывали жесточайшим образом, пытками и казнями. Крестовые походы, инквизиция, исламский терроризм… Экономическую составляющую не нужно сбрасывать со счетов, но на всех углах говорили вовсе не о ней, а о великих идеалах, и большинство людей прислушивалось именно к этим призывам.

Пример попроще: правила гигиены. В Средние века мыться считалось неприлично, существует даже изабелловый цвет, это цвет рубашки испанской королевы Изабеллы Кастильской, которая поклялась не снимать свою сорочку до тех пор, пока муж, король Фердинанд Арагонский, не завоюет Гранаду. Дело было в 1492 году, завоевание длилось пять с лишним месяцев. Интересно, что в это же время христиане с большим подозрением относились к мусульманской привычке к ежедневным омовениям, то есть параллельно, в одно и то же время, существовали две нормы морали. И сторонники каждой из них рьяно отстаивали свои позиции, правда, в более обобщенном смысле. Некоторое время спустя именно принудительное введение норм гигиены остановило – и продолжает останавливать! - многие пандемии смертельных болезней.

Какими нас видит общество во всех этих примерах? Образцовыми прихожанами, примерными семьянинами, успешными людьми? Конечно, мы стараемся если не быть, то выглядеть такими, ведь так безопаснее, проще, опять-таки спокойнее. И мы отучаемся слушать самих себя, добровольно отказываясь от ответственности за собственный комфорт, радостно принося его в жертву внешним обстоятельствам.

Но формирование собственной зоны комфорта - это не бунт. Это не покушение на устои общества, это не требование другим немедленно принять вашу сторону. Это просто смена точки зрения на ситуацию. Вашей точки зрения. Вашей, и ничьей другой. И кроме вас этого никто не сделает. А это ваше здоровье и ваша тихая гавань

Это очередной отрывок из моей книги "Время перемен"