Найти тему
RMNT.RU

Мастер-класс: чистка напольного газового котла

Чистка газового котла позволяет его использовать максимально эффективно на протяжении всего срока эксплуатации. В статье пошагово описан процесс чистки перед началом отопительного сезона на примере напольного дымоходного котла «Житомир-3» с автоматикой Eurosit-630.

Чистку бытового газового котла перед началом отопительного сезона необходимо проводить в обязательном порядке. Для котлов, работающих круглогодично, такая процедура проводится не реже одного раза в год. Сгорание газа в оборудовании с частично засоренными дымоотводящими каналами происходит в неправильном режиме, что только усугубляет ситуацию, еще более засоряя котел копотью. Результат — отравление жильцов угарным газом. К слову, автоматика по тяге способна отработать только в случае засорения дымохода, но не в случае засорения каналов самого котла. Потому не стоит надеяться исключительно на автоматику и пренебрегать чисткой.

Важно знать, что газоопасные работы должны выполняться исключительно представителями специализированных организаций, имеющих соответствующие разрешения. Данная работа предоставлена исключительно в ознакомительных целях, однако позволит владельцу газового котла проконтролировать качество выполненных газовой службой работ.

Подготовка к работе

Для выполнения работ по чистке газового котла потребуется следующий набор инструмента:

  • рожковые ключи № 8, 9, 10, 13 и 17;
  • отвертка с плоским шлицем;
  • щетка;
  • щетка по металлу;
  • ершик.
-2

Переходим к чистке колонки

Перекрываем кран подачи газа к котлу. Ключом № 10 откручиваем винт крепления под дверцей котла и снимаем дверцу.

-3

Отсоединяем провод, соединяющий пьезоэлемент и электрод розжига.

-4

Ключом № 10 откручиваем фиксатор термопары. Ключом № 9 откручиваем термопару от клапана.

Примечание: необходимо следить, чтобы термопара во время откручивания не проворачивалась.

-5

Отмечаем глубину вхождения форсунки в основную горелку, чтобы не нарушить настройку котла.

-6

Ключом № 17 откручиваем гайку крепления медной трубки от горелки к клапану. Ключом № 10 откручиваем электрод розжига от пилотной горелки и медную трубку от пилотной горелки и клапана. Отверткой с плоским шлицем откручиваем два винта крепления пилотной горелки.

-7

Прокладка, установленная под пилотной горелкой, пришла в негодность. Ее необходимо будет заменить.

-8

Извлекаем форсунку из пилотной горелки.

Совет: если форсунка застряла, можно легонько обстучать горелку ключом.

-9

Откручиваем четыре винта крепления основной горелки к корпусу котла и винт крепления корпуса, чтобы иметь возможность извлечь основную горелку.

-10

Опуская основную горелку вниз, извлекаем медную трубку из клапана.

-11

Извлекаем основную горелку.

-12

Вынимаем гильзу термометра из корпуса котла.

-13

Ключом № 10 откручиваем четыре винта крепления верхней крышки котла и снимаем ее и лист изоляции под ней.

-14

Откручиваем две гайки крепления газохода к корпусу котла.

-15

Снимаем клеммы с датчика тяги.

-16

Снимаем газоход.

-17

Извлекаем завихрители из теплообменника котла. Очищаем их щеткой. При необходимости, пользуемся щеткой по металлу.

-18

Очищаем наружную часть теплообменника щеткой по металлу. Прочищаем каналы теплообменника ершиком на полную глубину. Прочищаем нижнюю часть теплообменника щеткой. Также очищаем зазор между корпусом котла и полом. Очищаем отслоившийся мусор с помощью пылесоса.

-19

Ключом № 13 отпускаем винт, фиксирующий глубину вхождения форсунки в основную горелку и извлекаем ее.

-20

Очищаем горелку ершиком и щеткой, прочищаем ее отверстия пылесосом. Очищаем газоход от пыли снаружи и изнутри.

-21
-22
-23
-24

Прочищаем наружную поверхность форсунки щеткой, затем чистим отверстия форсунки иглой или проволокой.

Примечание: игла должна быть меньшего диаметра, чем диаметр отверстия форсунки. Даже незначительное увеличение диаметра отверстия форсунки может повлиять на режим горения.

-25

Устанавливаем основную горелку на место.

-26

Устанавливаем медную трубку с форсункой и наживляем ее гайку на газовый клапан.

-27
-28

Только после этого закрепляем форсунку на горелке по метке ключом № 13.

Примечание: такая последовательность необходима для того, чтобы не сорвать резьбу в теле клапана.

-29

Окончательно зажимаем гайку медной трубки ключом № 17.

-30

Прочищаем пилотную горелку щеткой по металлу.

-31

Так должна быть установлена термопара в пилотной горелке (кончик термопары напротив языка пламени).

-32

Устанавливаем пилотную горелку на новую прокладку.

-33

Перед установкой форсунки в пилотную горелку, ее необходимо немного притереть к наконечнику медной трубки для лучшей герметизации. Форсунку также следует прочистить или продуть.

-34

Присоединяем медную трубку к пилотной горелке и к клапану ключом № 10.

-35

Остальные детали котла собираются в обратном порядке. Электрод розжига при присоединении не следует зажимать ключом, достаточно сделать это от руки, т. к. он выполнен из керамики и может легко треснуть.

Производим контрольное обмыливание всех соединений. Проверить герметичность присоединения медных трубок к основной и пилотной горелкам удастся только при включении котла.

-36

Результат проделанной работы

Данный котел прочищается регулярно каждый год перед отопительным сезоном. Критических загрязнений при прочистке обнаружено не было, однако видно, что грязь в течение года накапливается. Необходимость проведения такой процедуры очевидна. После прочистки котел легко разжигается, хорошо набирает температуру.

Р.S. На фотографиях котла видны следы обгоревшей краски в районе смотрового окошка. Это явный признак недостаточной тяги либо загрязнения каналов котла. В данном случае проблема давно устранена, но следы, к сожалению, остались.

© рмнт.ру, Игорь Максимов