Её разбили на булыжники для мостовой. Это было давно, но всё же не так давно, как был создан на ней текст, отличающий её от прочих булыжников, которые тоже много помнят, но ничего не могут сказать.
В 1993 году экспедиция Авраама Бирана проводила раскопки в Тель-Дане на севере Израиля и обнаружила три фрагмента некогда единой базальтовой плиты с надписью на арамейском языке. Эта плита - "Стела из Тель-Дана" - датируется IX веком до н.э. и сообщает о победе одного из царей Арама (возможно, Азаила) над израильтянами. Памятник особенно примечателен тем, что содержит наиболее ранний из известных текст с упоминанием дома царя Давида и может рассматриваться как доказательство историчности этого знаменитого библейского персонажа.
В местах стыка найденных фрагментов образовались лакуны, в сохранившемся тексте нет ни одного законченного предложения. Но есть несколько вариантов, предложенных разными исследователями, для заполнения пробелов.
Не все историки согласны с трактовкой нижеприведенной фразы
как "дом Давида" в библейском смысле. Предлагаемые варианты: название филистимского поселения (топонимы до сего дня неизвестны); языческое святилище; дом-дворец некоего вельможи Северного царства в Дане и проч. Однако эти предположения не слишком убедительны. Профессор Тель-Авивского университета Энсон Рэйни пишет:
"...новая причуда, "деконструктивистская школа" ... является просто кругом дилетантов. Их взгляд, что ничто в библейской традиции не возникло ранее персидского периода, особенно отвержение ими существования Объединенного царства, является вымыслом их тщетного воображения. Выражение "дом Давида" из "Надписи Тель-Дана" и на Моавитском камне звучит похоронным звоном их показному тщеславию..."
Упомянутый Моавитский камень - "Стела царя Меши", найденная в 1868 г. и созданная приблизительно в то же время, что и "Стела из Тель-Дана", содержит имя основателя династии царя Давида. Таким образом, оба памятника подтверждают реальность существования этой личности.
Создание и установление стелы в захваченной крепости Дан большинство исследователей приписывает библейскому царю Азаилу, хотя это имя отсутствует в найденных фрагментах. Учёные нашли (или восстановили) в тексте имена, указывающие на эпоху его создания. Имена Иорам и Охозия заставили обратиться к тексту Ветхого Завета, где они встречаются. Гипотетически их можно идентифицировать как "Иорам, сын Ахава" и "Охозия, сын Иорама".
Перевод на русский язык (одна из реконструкций текста — Лев Виленский)
1. [] … […] и вырезать […]
2. […] мой отец поднялся [против него, когда он сражался […]
3. И мой отец слег, он пошел к своим [предкам (то есть заболел и умер — прим. перев.)]. И царь И [з]
4. раиля, ранее вторгся в землю моего отца, [и] Хадад сделал меня царем,
5. И вышел Хадад передо мной, и я отошел от семи […]
6. из моего царства, и я убил [семь] десят ца [рей], которые вели за собой ты [сячи]
7. колесниц и тысячи всадников (или лошадей?). [Я убил Йего [рама] сына [Ахава]
8. Царя Израильского и [я] убил [Ахази] ягу сына [Иорама ца]
9. ря Дома Давида, и я обратил [их города в руины и поверг]
10. их землю в [опустошение]
11. другие [… и Йегору-г]
12. возглавил Из [раиль и я возложил]
13. осада на
У этой версии нашлись противники, назвавшие такую реконструкцию "подгонкой" под библейскую хронологию. Но "Стела из Тель-Дана" действительно датируется второй половиной IX века до н.э., что подтверждает её появление в период, когда дамасский царь Азаил завоевал север Израиля. А с учётом упоминания в памятнике названных выше имён, "Стела из Тель-Дана" и её сопоставление с библейскими текстами являются настоящей сенсацией!
Вопреки злопыхателям, считающим Библию просто "сборником сказок", книги Священного Писания занимают важное место в восстановлении событий, происходивших в Святой Земле в те незапамятные времена.
иллюстрации из открытых источников