25.06.2021 • Артём Гарин, сотрудник ИВ РАН
Индийский океан и Южная Азия столетиями занимали значимое место в ходе борьбы за лидерство между великими державами. XXI век не стал исключением. Регион снова становится средоточием стратегической конкуренции между ведущими региональными и внерегиональными акторами, что требует ответной реакции со стороны Индии, причем в деле выстраивания отношений не только с КНР, США или Японией, но и с ближайшими соседями. В сложившихся условиях одним из наиболее перспективных направлений внешней политики Нью-Дели выступает стратегический треугольник Индия — Бангладеш — Шри-Ланка, который обладает значительным политическим, оборонным и экономическим потенциалом, и, что важно, может обеспечить более прочную основу для многостороннего сотрудничества в регионе.
Рост геостратегической конкуренции в Индийском океане и Южной Азии
На протяжении столетий Индийский океан и Южная Азия сталкивались с сильным внешним влиянием и конкуренцией внерегиональных акторов. В силу своей уникальной географии этот регион имеет решающее геостратегическое значение как с точки зрения торговли, так и обороны. Реалии таковы, что ни одна страна в мире не может претендовать на звание сверхдержавы, если она не обеспечит свое доминирование на сопряженном пространстве Индийского и Тихого океанов. Так, КНР уже не одно десятилетие пытается закрепиться в Индийском океане в попытках снизить свою зависимость от Малаккского пролива, в том числе путем реализации инфраструктурных проектов в Мьянме, Пакистане, Шри-Ланке, Мальдивских Островах и др. В ответ на растущее влияние КНР, Соединенные Штаты объединили свои Тихоокеанское и Африканское командования в Индо-Тихоокеанское, а также поддерживают устремления Японии, Австралии и европейских государств нарастить свое присутствие в регионе.
В свою очередь, индийская сторона ожидала подобного развития событий. Еще в 2004 г. морская доктрина Нью-Дели гласила, что «все крупные державы этого столетия будут стремиться закрепиться в регионе Индийского океана».
Однако центральное место во внешнеполитическом видении Индии занимает рост влияния Пекина в её традиционной «зоне влияния». За последнее десятилетие Китай стал одним из ведущих торговых и инвестиционных партнеров для стран Южной Азии и Индийского океана: китайские компании активно реализуют инфраструктурные проекты, нацеленные на строительство автомагистралей, железных дорог и портов, а к инициативе «Пояса и пути» присоединились почти все страны региона, за исключением Бутана и самой Индии. Несмотря на экономический характер взаимодействия КНР со странами региона, повышенное внимание индийских руководства привлекают геостратегические выгоды, которые Пекин может получить, сближаясь с соседями Нью-Дели.
Вместе с тем на фоне известной турбулентности в индийско-китайских отношениях, равно как и столкновений в Восточном Ладакхе, широкое освещение получил тренд индийского сближения с США, Японией и Австралией, который позволил Нью-Дели значительно увеличить свой вес как среди ближайших соседей, так и на более обширном пространстве Индийского и Тихого океанов. Однако Индия продолжает придерживаться своего внешнеполитического курса, занимая пусть и более активную, но всё же сдержанную позицию в вопросе сотрудничества с западными партнерами. В то же время, индийская сторона использует свою возросшую роль в регионе для выстраивания стратегического треугольника с Бангладеш и Шри-Ланкой — двумя внутрирегиональными государствами, которые имеют немалое геостратегическое значение и обладают опытом взаимодействия со средними и великими державами. Если Шри-Ланка выступает важным торговым узлом Индийского океана, а также подходит для размещения военных кораблей и подводных лодок, то Бангладеш — это «ворота» для Индии в Юго-Восточную Азию, которые будут всё больше открываться по мере укрепления отношений между Даккой и Нью-Дели, а также развития северо-восточных штатов Индии.
Становление треугольника Индия — Бангладеш — Шри-Ланка
Как бы то ни было, по мере своего экономического, политического и военного подъема Китай смог создать для себя геостратегическое пространство в Южной Азии и Индийском океане. За последние годы КНР стала одним из ведущих торговых партнеров и источником прямых иностранных инвестиций (ПИИ) для большинства стран индийской «зоны влияния», что, несомненно, принесло свои плоды. Так, в 2017 году Шри-Ланка присоединилась к проекту «Пояса и пути», открыв компаниям из КНР двери для реализации на своей территории крупных инфраструктурных проектов. Тогда же стороны достигли соглашения о строительстве порта и аэропорта на южном ланкийском побережье в г. Хамбантота в рамках китайского кредитования. Стоимость проекта составила US$361 млн. Однако с увеличением числа китайских инфраструктурных проектов, равно как и суммы займов у КНР, Шри-Ланка столкнулась с невозможностью самостоятельного погашения своей задолженности. Как результат, Китай взял в аренду на 99 лет порт Хамбантота на условиях свопа долговых обязательств, а общая задолженность Коломбо перед Пекином к 2020 г. составила около US$5 млрд. Так экономическое влияние Китая позволило ему получить большее стратегическое пространство в традиционном регионе влияния Индии и закрепиться в Шри-Ланке.
Сложившаяся ситуация не могла не повлечь за собой ответные меры со стороны Индии, которая активизировала ланкийский вектор своей внешней политики. Безусловно, по сравнению с инвестициями из КНР, индийское финансирование проектов в Шри-Ланке носит более скромный и точечный характер, ориентированный на устойчивое развитие ланкийских территорий. Нью-Дели уже выделил около US$1,3 млрд. для развития сети железных дорог между южной и северной частями Шри-Ланки, свыше US$50 млн. — для модернизации порта Канкесантурай и аэропорта Палали, а также сотрудничает с Токио по вопросам развития Восточного контейнерного терминала (East Container Terminal, ECT) в столичном порту Шри-Ланки. Более того, в 2018 г. в ходе заседания Постоянного парламентского комитета по внешним связям Индии, тогдашний секретарь Министерства иностранных дел, экс-посол Индии в КНР Виджай Гокхале довольно откровенно заявил буквально следующее: «Наши усилия направлены на то, чтобы помочь им [прим. государствам региона — А.Г.] в строительстве инфраструктурных проектов, которые, как мы надеемся, также смогут снизить зависимость от Китая в плане потребностей в инфраструктуре».
На фоне высокого долгового бремени и экономических последствий пандемии COVID-19 Шри-Ланка получила поддержку со стороны Индии, Бангладеш и КНР. В начале нынешнего года Индия предложила Шри-Ланке пополнить её валютные резервы на US$1 млрд., в то время как Бангладеш, чей доход на душу населения в два раза ниже показателей Шри-Ланки, также не остался в стороне и достиг договоренности о предоставлении ланкийской стороне US$200 млн.
Здесь стоит выделить как минимум три детали. Во-первых, соглашение о валютных свопах между Бангладеш и Шри-Ланкой стало первым случаем, когда какая-либо страна региона, кроме Индии, оказала значимую финансовую поддержку другой стране Южной Азии. Во-вторых, совместные действия Индии и Бангладеш позволили сбалансировать аналогичное соглашение между КНР и Шри-Ланкой о валютном свопе на сумму US$1,54 млрд. Наконец, помощь Нью-Дели в сочетании с рациональным подходом Дакки к развитию своей экономики (внешний долг Бангладеш составил 16–18% от ВВП в 2016-2019 гг., а валютные резервы — $45 млрд.) могут способствовать обмену опытом среди стран региона во избежание ситуаций, приводящих к чрезмерной зависимости и росту задолженности перед более крупными партнерами. Особую роль в этом случае могут сыграть площадки для многостороннего внутрирегионального диалога, включая Инициативу Бенгальского залива по многоотраслевой технико-экономической кооперации (БИМСТЭК), Ассоциацию побережья Индийского океана (ИОРА) и Ассоциацию регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК), куда входят все стороны формирующегося треугольника.
Вместе с тем Индия и Бангладеш работают над укреплением не только экономических, но и оборонных связей с Шри-Ланкой. В 2019 г. Нью-Дели и Коломбо достигли договоренности об укреплении оборонного сотрудничества, включая подготовку военнослужащих островного государства. Более того, страны «тройки» обладают богатым опытом проведения двусторонних и многосторонних учений, подтверждением чему стали недавние индийско-ланкийские военно-морские учения (октябрь 2020 г.) и совместные маневры в формате Индия — Бангладеш — Шри-Ланка — Бутан (апрель 2021 г.). Учитывая обострение американо-китайского соперничества в регионе, равно как и большое число нетрадиционных угроз безопасности (контрабанда наркотиков, пиратство, загрязнение вод от судоходства и нелегальное рыболовство), разноплановое сотрудничество Нью-Дели, Дакки и Коломбо может оказаться своевременным.
Анализируя конкретный кейс Бангладеш, стоит отметить его экономические успехи, в том числе высокие темпы экономического роста, активизацию морской и сухопутной торговли. Так, еще в 2011 г. Нью-Дели и Дакке удалось разрешить давний территориальный спор и провести демаркацию сухопутной границы, что, определенно, укрепило уровень доверия между странами. Более того, Бангладеш присоединилась к проекту 1360-киллометровой автомагистрали Индия — Мьянма — Таиланд, став частью амбициозного проекта по сопряжению стран Южной и Юго-Восточной Азии.
Рост вовлеченности бангладешской стороны в вопросы внутрирегиональной безопасности, поддержания стабильной обстановки в Южной Азии и Индийском океане, а также её нарастающая синергия с Индией спровоцировала слухи о возможном присоединении Дакки к Четырехстороннему диалогу по безопасности (Quad), имеющему во многом антикитайскую направленность. Как известно, КНР остро реагирует на деятельность Quad, поэтому случае Бангладеш реакция КНР также не заставила себя долго ждать. В мае 2021 г. посол Китая Ли Цзымин уведомил Дакку, что её присоединение к Quad приведет к существенному ущербу двусторонним отношениям с Пекином. Реагируя на это заявление, министр иностранных дел Бангладеш д-р Абдул Момен заверил китайскую сторону, что Дакка придерживается сбалансированной внешней политики и курса на неприсоединение. Более того, никто из стран-участниц Quad еще не обращался к южноазиатскому государству по этому вопросу, однако, по словам бангладешского чиновника, Дакка будет сама «определять курс своей внешней политики в интересах своего народа». Учитывая постепенное оформление Quad в военную коалицию, а также рост числа проамериканских статей в ряде СМИ региона, реакция Пекина вполне понятна. Более того, словесная дуэль не привела к резкому обострению двусторонних отношений КНР и Бангладеш (на следующий месяц после инцидента с Quad вышло сообщение «Синьхуа» об обоюдном согласии Дакки и Пекина расширить и без того тесное военное сотрудничество). Тем не менее, реакция Дакки стала маркером роста её регионального влияния, а также подтверждением пристального внимания КНР к более активному взаимодействию Индии, как стороны Quad, с другими странами Южной Азии и Индийского океана.
Заключение
Ввиду усиления конкуренции внерегиональных акторов в Индийском океане и Южной Азии, перед Индией и странами региона стоит ряд вызовов. С одной стороны, вариации Индо-Тихоокеанского видения, разделяемые странами Quad, придали Нью-Дели больший вес, но привели к обострению соперничества в её «зоне ответственности» и ухудшению отношений с КНР. С другой стороны, Нью-Дели умело пользуется предоставленной возможностью, применяя свое возросшее влияние для укрепления отношений не столько с США, Австралией и Японией, сколько со своими соседями по региону. Ярким подтверждением тому выступает становление стратегического треугольника Индия — Бангладеш — Шри-Ланка, который обладает значительным политическим, оборонным и экономическим потенциалом.
Учитывая тот факт, что КНР рассматривает Индию в качестве своего главного конкурента в Индийском океане, а их дальнейшее соперничество с большой долей вероятности будет протекать в борьбе за лояльность малых внутрирегиональных государств, идея стратегического треугольника с Бангладеш и Шри-Ланкой может стать игрой на опережение со стороны Нью-Дели. Всё же, говорить о полной приверженности двух стран внешнеполитическому видению Индии пока рано. Безусловно, Бангладеш и Шри-Ланка заинтересованы в стабильной и безопасной обстановке в регионе, но в краткосрочной и среднесрочной перспективе они по-прежнему будут избегать «перегибов» в отношениях с более крупными державами, используя конкуренцию Индии, КНР и ряда внерегиональных акторов для привлечения необходимого финансирования своих экономик.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.