Монументальный труд британского дирижера предлагает неожиданный взгляд на великого композитора. Музыковедческие труды редко становятся бестселлерами. Книга Джона Элиота Гардинера «Музыка в Небесном Граде: Портрет Иоганна Себастьяна Баха», выпущенная недавно на русском языке, — исключение. Отчасти дело в личности автора: Гардинер — один из крупнейших современных дирижеров в сфере аутентичного исполнительства, выдающийся интерпретатор творчества Баха. Но не менее привлекателен и необычный жанр. 900-страничный том — попытка по-новому взглянуть на личность гения через призму его музыки и с опорой на новейшие архивные находки. В самом начале книги Гардинер сетует: «О частной жизни Баха мы знаем гораздо меньше, чем о жизни любого другого великого композитора последних четырех столетий». После чего кидает камень в огород ученых: «Многие авторы в благоговейном трепете перед Бахом наивно полагают, что масштаб его личности прямо пропорционален величию гения. В лучшем случае это делает их на уд