Как известно, секса в СССР… было! Но те, кто хотел, чтобы его “как бы” не было, занимались массовым производством всевозможных фиговых листочков. Что там обнаженка – даже обычные любовные сцены вызывали рефлекторное желание прикрыть “это безобразие”.
Подчас дело доходило до абсурда. Классический пример - фильм Бернардо Бертолуччи “Конформист” (Il conformista, 1970) по роману Альберто Моравиа.
Вот фрагмент из интервью с режиссером:
Действительно, “Конформист” вышел в советский кинопрокат, сокращенным на 25 минут, перемонтированным, да еще и в ч/б виде. Что же именно так не понравилось нашим “мастерам ножниц и скотча”, что они не пощадили даже мировой шедевр?
Дело в том, что молодой фашист Марчелло, герой Жана-Луи Трентиньяна, был склонен к тому, что ныне называется “нетрадиционной сексуальной ориентацией”. По воспоминаниям героя о детстве, его совратил шофер-педофил (Пьер Клементи). Но этого наши зрители не увидели:
Однако, Марчелло был не педерастом, а бисексуалом, о чем свидетельствовала эротическая сцена в поезде между ним и его невестой (Стефания Сандрелли). Это тоже вырезали:
Желание цензоров лишить героя сексуальности привело к обеднению его характера. А ведь для Бертолуччи (как и для других европейских режиссеров – Висконти, Кавани, Брасса) понятие фашизма всегда было не только социальным, но и физиологическим.
И последний удар ножницами нанесли герою в конце. В финале Марчелло встречает того самого, постаревшего, педофила, и слышит знакомый голос:
Наш же, черно-белый, дублированный вариант закончили гораздо раньше, буквально оборвав посреди эпизода. Таким образом, фильм в прямом смысле кастрировали – отрезали конец! ;)
Закончу опять цитатой – Бертолуччи о встрече с председателем Госкино СССР Ф.Т.Ермашом: