Найти в Дзене
Скучающая старушка

Неочевидный Петербург. Белые ночи.

Есть несколько основных маркеров, по которым определяется Санкт- Петербург. Невский проспект, Эрмитаж, Петергоф, Янтарная комната в Екатерининском дворце,колоннада Исаакиевского собора, Петропавловская крепость. Те, кто приезжает посмотреть "Питер", как правило думают, что это все, что здесь есть. В общем, за 3-4 дня это все, больше просто не укладывается в головах. В большинстве случаев при повторных визитах осматривается то же самое, но более обстоятельно, с позиции"мне это понравилось, зачем мне еще?". И к этому присовокупляются торговые точки и общепит. Кто располагает досугом,начинает расширять кругозор с помощью раскрывателей разнообразных " тайн". Эти шарлатаны никаких тайн не раскрывают, все, что они преподносят- это секреты полишинеля, которые доступны любому внимательному и заинтересованному человеку. Информацию они дают, в лучшем случае, ненужную, в худшем- ложную, вроде того, что Ростральные колонны изначально строились, как маяки, или даже, что Екатерина II была второй

Классическая панорама белой ночи. Прошу прощения за неоднородное качество фото. Они из разных времен и с разных носителей.
Классическая панорама белой ночи. Прошу прощения за неоднородное качество фото. Они из разных времен и с разных носителей.

Есть несколько основных маркеров, по которым определяется Санкт- Петербург. Невский проспект, Эрмитаж, Петергоф, Янтарная комната в Екатерининском дворце,колоннада Исаакиевского собора, Петропавловская крепость. Те, кто приезжает посмотреть "Питер", как правило думают, что это все, что здесь есть. В общем, за 3-4 дня это все, больше просто не укладывается в головах. В большинстве случаев при повторных визитах осматривается то же самое, но более обстоятельно, с позиции"мне это понравилось, зачем мне еще?". И к этому присовокупляются торговые точки и общепит. Кто располагает досугом,начинает расширять кругозор с помощью раскрывателей разнообразных " тайн". Эти шарлатаны никаких тайн не раскрывают, все, что они преподносят- это секреты полишинеля, которые доступны любому внимательному и заинтересованному человеку. Информацию они дают, в лучшем случае, ненужную, в худшем- ложную, вроде того, что Ростральные колонны изначально строились, как маяки, или даже, что Екатерина II была второй женой Петра I. Вам смешно? Мне нет, особенно когда официальный экскурсовод применяет в основном тексте слово "Питер". Но я не хочу о грустном.

Перед открытием моста Вид на Петропавловскую крепость
Перед открытием моста Вид на Петропавловскую крепость

В связку " must have" обычно входят белые ночи и развод мостов. Белые ночи продолжаются у нас около полутора месяцев, с конца мая до начала июля. Но еще дней по 10-14 до и после этого день еще достаточно длинный и теплый, чтобы создавалось подобие белой ночи. К разводу "мостов" обычно относится для туристов только Дворцовый, хотя даже с Адмиралтейской набережной хорошо просматривается развод Благовещенского моста через 15 минут после Дворцового. Но в ту сторону никто не смотрит.

Благовещенский мост
Благовещенский мост

Это зрелище остается "тайной". Так же, как и то, что совсем рядом разводят еще 4 моста и еще два в небольшом отдалении. Про мосты в нетуристических районах я вообще молчу. Но даже при всех этих ограничениях развод Дворцового моста это грандиозное и незабываемое зрелище. Мне по долгу службы приходится смотреть его каждый год по несколько раз, и каждый раз это чудо. Даже если без музыки и дурная погода, даже в сумасшедшей толпе, даже если мои спутники совсем невменяемые и ничего не понимают в красоте, они все равно проникаются величием этого зрелища.

Начало разведения Дворцового моста .
Начало разведения Дворцового моста .

Ну, вроде бы что такого? Просто работа мощного механизма, открывающего створку массивной конструкции с утилитарной целью дать проход грузовому транспортному средству. А вот нет. Грандиозное сооружение легко и плавно, почти незаметным движением, но довольно быстро поднимается, как крылья величественной птицы. При этом возникают новые панорамы, поражающие цельностью и изяществом линий, открываются новые горизонты и все преображается. Блеск огней многократно усиливается зыбкими отражениями, множество судов, устремившихся по реке, возбуждение огромной толпы людей, музыка уличных артистов, множество поднятых рук с камерами всех мастей, снимающих действо. И над всей этой ярмарочной суетой загадочная глубокая синева летнего неба. Небольшой промежуток времени синева углубляется, переходя от яркого огненного заката в глубокие сумерки. Но полной темноты не наступает.

Вид на Университетскую набережную и Кунсткамеру
Вид на Университетскую набережную и Кунсткамеру

Самое романтичное застрять на эти несколько часов на Стрелке, когда разведены и Дворцовый и Биржевой мосты. Ты просто отрезан от всего мира на острове. Все красоты твои. Единственная незадача- перед рассветом холодно. Кто случайно застревает- тем не до романтики. Но есть те, кто появляется там целенаправленно. В это время там танцуют байкеры и другие интересные люди. Они снимают шлемы, кожу и оказываются в платьицах и джинсах, танцуют латинос и веселятся. Бывает, что нет, но чаще да. Я уже давно не рискую там задерживаться, ибо чаще всего не одна, а мои спутники и так в изнеможении от пережитого за день.

Мост разведен, снимки сделаны, и пока удовлетворенная толпа растекается от берегов, небо постепенно осветляется. Как раз тут, в конце второго часа, начинается таинство белой ночи. Небо становится переливчатым, жемчужным. Свет нереально окутывает предметы. Это очень трудно описать словами, но однажды на вернисаже я видела картину, в которой было определенно ясно- это три часа белой ночи. Такое впечатление, что теней нет, но предметы очерчены резко и сильно приближены. Оранжевый отсвет заката постепенно переходит в розовый цвет восхода. Над Петропавловкой висит невнятная мешанина голубых, розовых, рыжих, изумрудных, палевых и еще каких-то неопределенных тонов. Все это бликует и переливается в воде, которая тоже не может определиться, какой цвет ей больше нравится. В это время, одно за другим по Неве против течения проходят суда. Большие, серьезные деловые, солидные, они невесомо и бесшумно скользят по ряби могучих вод . Постепенно становится совсем светло, но солнце еще не взошло. Вся эта фантасмагория происходит в течение примерно полутора часов для тех, кто знает чего ждать, кто пришел в гости к белой ночи. В конце третьего часа или позже, встает солнце. Что удивительно, восход солнца часто происходит в чистом небе. До и после, может быть пасмурно или даже дождь, но для солнца расстилают красную дорожку. У этому времени мост уже сведен по первому разу. Через 40 минут его снова разводят и суда идут уже в другую сторону, из Шлиссельбурга в Кронштадт или на Канонерку.

Стрелка Васильевского острова
Стрелка Васильевского острова

Можно, конечно, насытившись ощущениями поехать домой на метро. Но можно остаться и впитать эту ночь до последней капли, пока мосты окончательно не сведут и не наступит обычное утро и не откроется в половине шестого метро. Можно ехать отсыпаться.

В этом году мы пришла к Дворцовому мосту в будний день. Меня поразило количество людей. В условиях ограничений у нас практически нет иностранцев, но набережные были забиты публикой. Обычно все снимают мост. Я решила снять народ.

Адмиралтейская набережная
Адмиралтейская набережная

Прямо фестиваль какой-то получился. Это при том, что бОльшая часть людей уже ушла. Лето с хорошей погодой- это такое событие, которым люди наслаждаются насколько возможно, потому что тепло и светло для жителей нашего города- это уже праздник.

Ихтиандры
Ихтиандры

Стоим мы себе на Дворцовой набережной, любуемся разведёнными мостами, вдруг подруга замечает:"А это что?!". Вдоль стены набережной движутся два огня. Я резво хватаю телефон и снимаю водолазов. Они прошли под нами, держась вплотную к берегу , метров 100 и потом выключили фонарики и уплыли под мост. Наверное искали что- то на дне. Событие не рядовое и очень эффектное. Было такое впечатление, что кроме нас этого никто не заметил. Каждый год, каждый поход на мосты приносит какое-то маленькое приключение, которое отличает его от предыдущего. Это делает событие запоминающимся, отличает от других и обогащает картину "Развод мостов в белую ночь".