Найти тему
Инвестиции без ума

Дхандхо инвестирование

Превосходная книга Мохниша Пабрая об инвестировании в стиле Дхандхо (которую я сейчас перечитываю) открывает нам интересную концепцию и должна быть обязательной для чтения всеми инвесторами.

Здравствуйте уважаемые подписчики и гости канала!

Эта книга не является руководством по инвестированию, и она вообще не посвящена инвестированию на фондовом рынке. Вместо этого, это прежде всего руководство к концепции Дхандхо (произносится как дхун-доу).

Каждый инвестор и бизнес-оператор должен понимать концепцию Дхандхо. Как описывает Пабрай в своей книге, Дхандхо - гуджаратское слово, которое в буквальном переводе означает "усилия, которые создают богатство". Уличный перевод просто означает "бизнес", хотя, как отмечает Пабрай, "что такое бизнес, как не попытка создать богатство?"

Но у Дхандхо есть и другое значение, которое не отражает его буквальный перевод, - идея о том, что любое деловое предприятие должно стремиться минимизировать риск и в то же время максимизировать вознаграждение.

Или, как говорит Пабрай: "орел - я выигрываю, решка - я мало что теряю."

Это похоже на идею, выдвинутую крестным отцом стоимостного инвестирования Бенджамином Грэмом. Грэм был хорошо известен своими учениями о минимизации инвестиционного риска (определяемого как постоянное обесценение капитала) при поиске акций с наибольшим потенциалом доходности.

Пабрай приводит в своей книге несколько примеров того, как принцип Дхандхо проявляется в реальной жизни, и один из них - история Virgin Atlantic и Ричарда Брэнсона.

Сегодня Virgin Atlantic является одной из ведущих авиакомпаний мира, но она была запущена относительно хаотично.

В 1984 году Ричард Брэнсон, владелец Virgin Records, получил бизнес-план для трансатлантической авиакомпании только бизнес-класса, что, должно быть, было последней попыткой создателя плана воплотить идею в жизнь. В конце концов, что босс звукозаписывающего лейбла знает о том, как управлять авиакомпанией?

Как оказалось, Брэнсон идеально подходил для этой работы не из-за своего опыта в авиационном бизнесе, а из-за своего подхода к ведению бизнеса.

Virgin Airlines стала прекрасным примером Дхандхо в действии.

Невозмутимый ценовыми войнами, чрезмерными эксплуатационными расходами и капитальными затратами на создание авиакомпании (не говоря уже о профсоюзах) Брэнсон решил купить самолет.

Наведя справки в Boeing, он подсчитал, что его расходы на создание бизнеса составят всего 2 миллиона долларов по сравнению с доходом в 12 миллионов долларов для его звукозаписывающей компании за год.

В процентном отношении к общей прибыли группы, создание Virgin Atlantic не нанесло бы ему вреда, если бы это не сработало. В пользу Брэнсона работали и другие факторы, как описывает Пабрай:

“Брэнсон отметил, что в авиационном бизнесе с одним самолетом он заплатит за топливо через 30 дней после посадки самолета и за зарплату персонала через 15-20 дней после посадки самолета, но он получит деньги за все билеты примерно за 20 дней до взлета самолета. Потребности в оборотном капитале в этом сценарии были довольно низкими, и при очень выгодном краткосрочном лизинге у "Боинга" не было необходимости покупать самолет.”

Другими словами, пассажиры самолета непреднамеренно были бы краткосрочным финансированием для молодой компании. Используя билетные квитанции как форму поплавка, Брэнсон мог бы поднять бизнес с земли с очень низкими капитальными затратами, минимизируя свои потенциальные потери, если предприятие никогда не взлетит.

Этот метод не уникален для Virgin Atlantic; он является частью всей Virgin Group:

“Общая черта практически всех более чем 200 компаний Virgin заключается в том, что при запуске в них было вложено очень мало денег. Орел - я выигрываю, решка - я мало что теряю!

- С минимальными недостатками Частота отказов не имеет значения для сэра Ричарда Брэнсона. Даже если половина предприятий потерпит неудачу или никогда не расширится, это не имеет значения. Там практически нет денег, вложенных в них.
Брэнсон - это сверхнизкий риск, сверхвысокая доходность. Люди продолжают подкармливать его идеями, и он действует на немногих избранных. Он получает большие доли акций, иногда 50/50 акций остаются в этих компаниях, не вкладывая в них никаких денег.”

Хотя Ричард Брэнсон, возможно, не так хорошо известен в мире инвестиций, как, например, Уоррен Баффет, его подход не следует игнорировать.

Концепция Дхандхо и подход “Орел - я выигрываю, решка - я мало теряю!” к инвестированию и бизнесу почти гарантируют успех, если вы готовы работать над каждой идеей. Некоторые идеи могут никогда не подняться с земли, но до тех пор, пока они не уничтожат вас, вы будете жить, чтобы бороться еще один день.

-2