Доброго дня, друзья, с вами Антон Дурнецов, руководитель одной из крупнейших российских HR-компаний. Поговорим сегодня о конфликтах с начальством?
...Вы приходите в офис раньше всех, успеваете выпить кофе. Утро явно задалось: на дорогах не было пробок, клиент прислал письмо, в котором одобрил дизайн, основные рабочие задачи закрыты, буквально через неделю отпуск, в который вы уйдете со спокойной душой и неплохой премией. Все просто супер, вы заканчиваете одну из последних задач — работа просто кипит, настроение творческое…
...И тут от резкого пинка открывается дверь, в офис врывается разъяренный, просто бордовый лицом начальник и с порога принимается орать.
Конечно, я утрирую, и ситуация обычно выглядит проще: вас вызывают в кабинет или переговорку, и вы долго и много слушаете… сами понимаете, что слушаете. Что делать? Как остановить начальство? Как объяснить, что виноваты не вы, а если виноваты, то не все так страшно?
В общем — как разрешить конфликт на работе с руководителем? Поехали строго по ситуациям!
Ситуация первая: вы реально накосячили
Причем вы можете прийти к такому выводу не сразу, а после долгих размышлений. Большинство руководителей привыкли действовать и жестко требовать за промашку, поэтому подумайте — точно ли вы правы? Представьте себя на месте начальства — как бы вы спросили с сотрудника за схожий проступок?
Должно насторожить, что ситуация повторяется неоднократно и вас карают за неправильную последовательность действий, отсутствие пунктуальности и пр., приводя конкретные доводы и факты. В том, что заявка на товары ушла к поставщикам в неправильном формате четвертый раз, наверное, виноват не начальник.
Будьте честны с собой, особенно если руководство не выносит конфликт на всеобщее обозрение. Проанализируйте случившиеся ошибки. Подумайте, как их исправить и не допустить в будущем (возможно, понадобится дополнительное обучение). Все силы бросьте не на мысли об увольнении, а на разбор проблемы и поиски ее решения.
Не надо заниматься самоуничижением. Лучше четко извиниться и предложить найденное решение. Подобный подход продемонстрирует вашу адекватность и заставит начальство пересмотреть оценку вашей личности. А сами воспримите это как опыт, платформу для будущего развития.
Ну и помните, что все мы ошибаемся.
Ситуация вторая: вы накосячили, но реакция начальства не соответствует проступку
Если руководство просто сорвалось на вас из-за ошибки, это одно — тут надо проявить выдержку и не пререкаться. Если вы в состоянии, то твердо и четко сообщите, что понимаете, что ошиблись, но разговаривать будете только в адекватном ключе.
Если же человек самодур по жизни, то стоит подумать об увольнении. Вы действительно считаете, что не найдете другую хорошую работу или просто боитесь неизвестности? Стоит ли терпеть и ждать, пока нервы не рассыпятся в хлам?
За оскорбление сотрудников на рабочем месте законом предусмотрен штраф до 50 000 рублей, достаточно подать заявление в прокуратуру. Увы, не всегда это доказуемо (нужна аудио- или видеозапись, либо фото), ну и можно сразу готовиться к увольнению. Но если терять нечего, то посещение полиции/прокуратуры/трудовой инспекции прекрасный вариант — вы еще и останетесь при деньгах.
При наличии высшего руководства, можно рассказать ему о косяках шефа анонимным письмом. Как вариант — договориться с пострадавшими коллегами и демонстративно игнорить рабочий процесс, не выполнять задачи. Это вполне оправданно с точки зрения потраченных нервов всего коллектива.
Ситуация третья: конфликт с руководителем давно перерос в затяжной, и вы откровенно друг друга бесите
Нечасто, но и не редко, случаются ситуации откровенного неприятия с первого взгляда. Вы бесите начальника просто своим существованием. При этом шеф может быть лоялен к остальным сотрудникам, а вы прекрасно справляетесь с профессиональными обязанностями.
Все выволочки, как правило, производятся публично либо с расчетом на то, что услышат другие. К вам постоянно придираются по мелочам, причем эти мелочи охотно и легко прощаются другим. Задачи ставят неверно, туманно, а за малейший косяк вы превращаетесь в козла отпущения.
Если вас устраивает зарплата, обстановка, а проблема только в руководителе, попробуйте следующий алгоритм:
- дайте шефу высказаться;
- уточните, где и сколько вы не доделали и якобы накосячили;
- спокойно, но ясно объясните, как собираетесь исправлять ошибку;
- если замечания направлены в воздух, и не касаются ваших обязанностей, сообщите, что всю свою работу вы делаете правильно и вовремя;
- будет замечательно привести точные примеры вашей хорошей службы для компании (закрытые крупные проекты, прибыльные клиенты) — это следует делать, не срываясь на истеричный тон «а вы забыли, кто вам помог!»;
- не говорите ничего о начальнике, говорите только о себе. Не «вы не поняли, вы не правы», а «я не могу согласиться с вашей критикой».
Иногда поставить руководство на место можно одной точной фразой — и потом как отрезает. Друзьями вы не станете, но и придираться к вам перестанут.
Если вы действительно хорошо работаете, а вас регулярно вызывают на конфликт с руководителем, то можно прилюдно потребовать, чтобы шеф высказал четкие претензии к вашей работе при всех. Обычно при большом стечении людей начальники стесняются идти на открытый бой.
Ситуация четвертая: что делать, если произошел конфликт с некомпетентным руководителем
Случается, что начальник сидит на своем месте незаслуженно и его компетенции и знания не отвечают реальному положению дел.
На самом деле эта ситуация довольно благоприятна: если вы немного напряжетесь, то сможете извлечь выгоду. Руководители-непрофессионалы остро нуждаются в поддержке грамотным советом со стороны: у вас есть все шансы стать незаметной правой рукой босса, и постепенно превратиться в незаменимого кадра.
Здесь важно ничего не доказывать, а кивнуть и отойти в сторонку. Обычно такой шеф, выпустив пар, забудет про ваш спор, а при грамотной манипуляции легко встанет на вашу позицию — если посчитает, что это его мысль.
Конечно, мои советы не могут быть универсальны, при конфликте с руководителем пути решения следует искать по обстановке, нередко исходя из типажа начальства. Если вы не можете вступить в конструктивный диалог, если вторая сторона выступает против вас агрессивно и напористо, лучше перевестись в другой отдел или уволиться.
Ну и хорошо бы помнить, чего не стоит делать на работе:
- постоянно опаздывать;
- долго не отвечать на звонки на удаленке;
- при наличии дресс-кода — откровенно игнорировать его;
- много болтать на рабочем месте;
- часто шутить не по теме, засорять рабочий чат ненужными сообщениями;
- активно хвалить самого себя;
- открыто придираться ко ВСЕМ поставленным задачам.
А у вас были конфликты с шефом? Чем все кончилось?