Дорога вилась по самому краю гор, местами нависая над морем. Солнце, наконец выбралось из туч, и, играло своими лучами с непокорными волнами, подсвечивая из до самой глубины, светясь аквамариновым огнем. Чайки, предвидя наступление хорошей погоды, спокойно кружили над волнами, высматривая себе добычу в виде мелких рыбешек.
Серпантин дороги пошел на спуск, и, из-за очередного поворота нам открылась картина города, сбегающего амфитеатром к самому берегу моря. Остановившись на смотровой площадке, и, выйдя из машины, мы залюбовались открывающимся видом. Город сверкал белыми постройками на фоне зелени горы. Голубые волны омывали тяжелые каменные набережные уже не одно столетие. И, как венец на голове средневекового правителя, над городом, на высокой скале, стоял замок Кастелло де Ареки.
- В Салерно расположен сад Минервы, первый ботанический сад в Европе. – Выдала я информацию с гордостью, как будто, я сама его посадила.
- А что еще интересного там есть? – Заинтересовано спросила Любаша.
- Много чего. Храмы, памятники архитектуры, площади, парки. Но, весь этот набор есть в любом старом городе Европы.
Подруга как-то погрустнела.
- Ты чего?
- Да, в любом городе Европы … Их не бомбили фашисты, не сжигали дотла. Вот, у них все и сохранилось. Они сдавались сразу и безоговорочно. Памятники берегли … - Недобро усмехнулась она. – А мы свою честь берегли. Улавливаешь разницу менталитета?
Я молча кивнула, полностью с ней соглашаясь.
- Ну, что? Едем дальше?
Но, настроение у нее поменялось. Она выглядела хмурой.
- Да, ну его, этот Салерно. Поехали домой. Мне на сегодня впечатлений довольно.
Развернувшись на смотровой площадке, мы поехали обратно. Настроение было не радостное. Любаша молча смотрела в окно. Я попыталась разговорить подругу.
- Чего нос повесила. Ты же рвалась в Италию. Вот тебе Италия кругом. Чего настроения нет? Может в Неаполь рванем? Время еще есть. Только три часа. Чего мы будем в гостинице сидеть. Мы здесь, всего на три дня. Надо использовать время на всю катушку.
Любаша повеселела.
- Мне сестра говорила, что тут какие-то аутлеты хорошие, в смысле, магазины. Давай заглянем. Заодно и Неаполь посмотрим.
- В аутлет, так в аутлет. – Покорно согласилась я, обрадовавшись, что мрачное настроение покинуло подругу. – Только, давай сначала на карте найдем и навигатор выставим, чтобы не плутать.
Мы остановились на обочине, и я принялась ворошить интернет. Нашла недалеко от нашей гостиницы значок магазина, ткнула в него пальцем. Послушная техника быстро выдала маршрут, а приятный женский голос защебетал: «Следуйте на северо-запад».
Мы, послушные ее голосу, и последовали. Неаполь встретил нас, опять начавшимся противным мелким дождиком. Улицы выглядели неприютными. Люди короткими перебежками спешили по своим делам, прикрывшись зонтами.
- Я себе представляла Италию несколько иначе, судя по рассказам моей сестры. – Слегка разочаровано протянула Любаша.
- Как ты ее представляла? – Вырулив из очередной колдобины, и не отрывая глаз от дороги, спросила я.
Мы только что свернули с главной дороги на какую-то маленькую улочку, и мне приходилось быть очень внимательной. Дороги здесь оставляли желать лучшего. Было, конечно, не до разговоров, но, подругу обижать не хотелось. Итак, настроение у нее было не очень.
- Ну … - Протянула она. – Как-то более радостно, что ли.
- Это потому, что нет солнца. Итальянцы, как и греки. Только солнышко за тучку спрячется, как у них тут же депрессия начинается. Что поделаешь, южные люди.
- В Сибирь бы их. – Оптимистично заявила Любаша. – Я бы тогда на них посмотрела.
- Добрая ты … - Хохотнула я.
Тем временем, мы уже заехали не понятно куда. Какие-то мосты, мусорные кучи, дорога в ямах. Я начала тихо сатанеть. А навигатор весело чирикал: «Поверните направо, через триста метров, поверните налево».
Тут, Любаша потянула меня за рукав, и, тыча пальцем куда-то под мост, заорала:
- Смотри! Смотри!!! Это что???
Я, испуганная ее воплями, резко надавила на тормоз. Повернув голову в указанном направлении, увидела, что под очередным мостом, на пластиковых пакетах с мусором, сидела очень дородная женщина африканской национальности. На ней были коротенькие шорты, которые больше подошли худенькой и стройной девчушке, а, выше пояса не было совсем ничего. Увидев, что мы остановились, она принялась зазывно нам улыбаться. Обалдев от такого зрелища, мы забыли, что стоим посередине дороги. В себя нас привел истошный сигнал подъехавшего сзади автомобиля. Мы вздрогнули, я схватилась за руль, и поехали дальше. В кабине машины повисло гробовое молчание. Через несколько минут, подруга заговорила:
- Ирка, что ЭТО было?
- Как что? – С коротким смешком, ответила я. – Свободная Европа. Демократия. Толерантность.
Любаша с испугом смотрела на меня.
- Ты это СЕРЬЕЗНО?
- Ты ж сама видела. Какие уж тут шутки. Серьезней не куда …
- Да уж … - Протянула на выдохе подруга.
На этом диспут был закончен, потому что навигатор оптимистично заявил: «Ваше место положения находится справа». Я стала искать парковку. Наконец, кое как втиснув машину между мусорными баками и маленьким грузовичком, который, должно быть, помнил великий триумфальный поход Геракла и извержение Везувия, мы покинули автомобиль. Запах тут стоял почти такой же, как и в центре Неаполя. Сморщив носы, мы бегом перебрались на другую сторону улица, и зашли в комплекс аутлета. Покрутившись вокруг, и заскочив в пару магазинов, мы быстренько завершили свой шопинг.
- Все! С меня хватит! Поехали в гостиницу. – Категорично заявила Любаша.
- Может, проедем на набережную? – Робко спросила я.
- Нет! Не хочу я ни на какую набережную! Хочу в гостиницу. В душ!
Тяжело вздохнув, я выбралась со стоянки, и, включив навигатор, направила машину к нашему временному дому.
Оставшуюся дорогу подруга хмуро смотрела в окно, не склонная к разговорам. Приехав в гостиницу, приняв душ и немного перекусив, она немного подобрела. Я рассматривала карту.
- Чего выглядываем? – Спросила она, заглянув через плечо.
- Пытаюсь понять, как добраться до Рима без машины. Пока с пониманием не очень получается. – В задумчивости пробормотала я. – Но, ехать на машине в Рим, у меня пропало всякое желание. Никогда не знаешь, что итальянские водители выкинут в следующий момент. Они же правила не соблюдают. Нет, я не хочу сказать, что греки в этом плане очень законопослушные, как немцы, например. Но, дома я, по крайней мере, знаю, чего от них ожидать. Я уже привыкла. А тут … Тут какой-то конец света.
Любаша тяжело вздохнула, готовая с покорностью принять любое мое решение. Я ломала голову и так, и этак. Получалась полная ерунда. Да, и что, греха таить, я уже отвыкла пользоваться общественным транспортом. А, особенно тут, в чужой стране, без знания языка, это было совсем неприемлемо. Повздыхав, покряхтев, я приняла соломоново решение.
- В общем так. Завтра выезжаем с утра пораньше, доезжаем до окраины Рима, до ближайшей станции метро. Машину оставляем на стоянке, а сами поездом чухаем в центр.
Любаша захлопала в ладоши, и, с чувством, чмокнула меня в щеку. Общественный транспорт ее тоже не вдохновлял, по всей вероятности.
- Все, ложимся спать. Завтра нас ждет Вечный Город!