В прошлый раз я остановился на 12%-м купонном доходе от облигаций ПАО "Светофор" и познакомил тебя с историей этой компании.
ПАО "Светофор" является крупнейшим оператором образовательных услуг по подготовке водителей.
Чтобы приобретать акции Светофора, нужно быть уверенными в устойчивости основных финансовых показателей (выручка и чистая прибыль), а также в точках роста этой компании в будущем.
Выручка и чистая прибыль 💰
За 6 лет выручка компании выросла чуть более, чем на 50%. Порядок. Что с чистой прибылью?
Бодрая динамика 2015-2017 годов сменилась "обрушением" чистой прибыли в 2018 году. Последние три года этот показатель растёт, но так и не вернулся к максимальным историческим значениям, как хотелось бы акционеру ПАО "Светофор" или тому, кто только раздумывает им стать.
Себестоимость 🙄
Чтобы оценить, что происходит с чистой прибыль, проанализируем себестоимость.
Себестоимость - это затраты, связанные со всеми необходимым для оказания услуг или выполнения работ.
Сосредоточим сейчас своё внимание на этой диаграмме. Во-первых, по ней можно сказать, что наиболее постоянной статьёй затрат при подсчёте себестоимости является амортизация (синий столбик). Также в течение пяти лет компания несла существенные затраты на НИОКР (ярко-оранжевый столбик).
НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Ещё одной постоянной статьёй затрат являются услуги по образовательной программе профессиональной подготовки водителей (серый столбик). И это может показаться странным, потому что эти затраты кажутся основными для данного вида бизнеса. Как компании тратить меньше?
"Тайна серого столбика" 😀
Дело в том, что ПАО "Светофор" было образовано только в 2017 году, тогда были впервые применены Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО). Но изначально бухгалтерский учёт в компании ведётся в соответствии с Российскими стандартами бухгалтерского учёта (РСБУ). Но данные стандарты сильно отличаются между собой.
Это могло стать причиной того, что в услуги по образовательной программе профессиональной подготовки водителей до 2017 года было включено много лишнего - аренда помещений, оплата труда и реклама. После 2017 эта статья себестоимости учитывала только техническое сопровождение лекций и практическое вождение, а всё остальное было вынесено в "Расходы по сбыту" и "Административные расходы".
И остальные столбики 📊
Материальные затраты и Прочее - настолько маленькие статьи, что я позволю себе ими пренебречь. Осталась последняя статья, заслуживающая внимания - услуги по сетевому договору образовательных программ. Эта статья появилась в 2018 году и быстро выросла в 2020 году.
Смысл этой статьи затрат заключается в активном подключении партнёрских учебных центров на базе собственной IT-платформы. При этом речь идёт о расширении географического охвата - на 2021 год запланировано активное маркетинговое продвижение услуг ПАО "Светофор" в регионы РФ.
Административные расходы и расходы по сбыту 📝
Размеры чистой прибыли Светофора также определяются двумя существенными группами расходов - административные расходы и расходы по сбыту. Наиболее существенные из них вынесу на диаграмму.
- Услуги по коммерциализации и маркетингу (оранжевый столбик) являются самой существенной в процентном соотношении статью расходов компании в 2018 и 2019 годах. Эти услуги включают в себя оцифровывание преподавательского опыта IT-платформе и разработку других программных продуктов для дистанционного теоретического обучения водителей транспортных средств всех категорий, в том числе с использованием 3D анимации и графики. Сюда же можно отнести разработку интерактивные аппаратно-программные комплексы (АПК) с целью их дальнейшей интеграции в образовательные центры.
- Реклама (красный столбик) является второй по объёмам статьёй расходов компании в 2018 и 2019 годах. Можно только порадоваться, что компания активно тратится на рекламу, учитывая, что российский рынок автошкол составляет 60-70 млрд руб, не консолидирован и имеет потенциал для построения крупного федерального игрока, которым может и намерен стать Светофор.
- Услуги по сетевой форме образовательных услуг (серый столбик) связаны с новым законодательством. Такая форма обеспечивает возможность освоения образовательных программ с помощью нескольких организаций.
- Аренда помещений (зелёный столбик). Расходы на аренду помещений отражены в отчётности с 2018 года. В 2020 году эти расходы стали самыми значительными в компания в связи с активным ростом и расширением и составили почти 18 млн рублей!
- Амортизация актива в форме права пользования (фиолетовый столбик). Этот пункт расходов вырос вместе с расходами на аренду новых помещений.
- Оплата труда (синий столбик). Данная статья расходов тоже является очевидной и связана с расширением компании. В 2020 году компания потратила на это 10 млн рублей.
- Консультационные услуги (коричневый столбик) не значительны, и связаны они, вероятно, с IPO компании на Московской бирже.
Мои выводы
С одной стороны, для меня это второй Гемабанк - специалисты в узкой нише, с большим рынком в РФ с перспективой образования крупного оператора образовательных услуг. Я люблю маленькие и растущие компании, где собственник не просто пассажир, а руководитель компании своего отца. Так что для меня это ещё и второе Черкизово.
Ниже прикладываю интервью с собственником бизнеса "Светофор" - Артёмом Догаевым. Для меня очень важны такие моменты. Я должен посмотреть на человека и поверить в него (или не поверить). Предлагаю тебе тоже посмотреть и вместе со мной принять решение.
Спойлер: один из основных тезисов интервью - "Чтобы продаться Mail, Сбербанку или Яндексу надо сначала вырасти".
Лично меня расстраивает, что собственник допускает такую возможность. А тебя? Напиши в комментариях!
Если хочешь помочь этому каналу, поставь большой палец вверх и подпишись на этот канал.
И чтобы точно не пропустить следующие публикации, заходи в чаты Дзен и Telegram. Я дублирую туда все материалы.
Инвестируй страстно с DesireInvest 💙