Найти тему
DesireInvest

ПАО "Светофор": хочу купить их акции, но боюсь, что компанию выкупит Mail.ru

Оглавление

В прошлый раз я остановился на 12%-м купонном доходе от облигаций ПАО "Светофор" и познакомил тебя с историей этой компании.

ПАО "Светофор" является крупнейшим оператором образовательных услуг по подготовке водителей.

Чтобы приобретать акции Светофора, нужно быть уверенными в устойчивости основных финансовых показателей (выручка и чистая прибыль), а также в точках роста этой компании в будущем.

Выручка и чистая прибыль 💰

При составлении диаграмм были использованы финансовые результаты компании по МСФО.
При составлении диаграмм были использованы финансовые результаты компании по МСФО.

За 6 лет выручка компании выросла чуть более, чем на 50%. Порядок. Что с чистой прибылью?

При составлении диаграмм были использованы финансовые результаты компании по МСФО.
При составлении диаграмм были использованы финансовые результаты компании по МСФО.

Бодрая динамика 2015-2017 годов сменилась "обрушением" чистой прибыли в 2018 году. Последние три года этот показатель растёт, но так и не вернулся к максимальным историческим значениям, как хотелось бы акционеру ПАО "Светофор" или тому, кто только раздумывает им стать.

Себестоимость 🙄

Чтобы оценить, что происходит с чистой прибыль, проанализируем себестоимость.

Себестоимость - это затраты, связанные со всеми необходимым для оказания услуг или выполнения работ.
При составлении диаграмм были использованы финансовые результаты компании по МСФО.
При составлении диаграмм были использованы финансовые результаты компании по МСФО.

Сосредоточим сейчас своё внимание на этой диаграмме. Во-первых, по ней можно сказать, что наиболее постоянной статьёй затрат при подсчёте себестоимости является амортизация (синий столбик). Также в течение пяти лет компания несла существенные затраты на НИОКР (ярко-оранжевый столбик).

НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Ещё одной постоянной статьёй затрат являются услуги по образовательной программе профессиональной подготовки водителей (серый столбик). И это может показаться странным, потому что эти затраты кажутся основными для данного вида бизнеса. Как компании тратить меньше?

"Тайна серого столбика" 😀

Дело в том, что ПАО "Светофор" было образовано только в 2017 году, тогда были впервые применены Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО). Но изначально бухгалтерский учёт в компании ведётся в соответствии с Российскими стандартами бухгалтерского учёта (РСБУ). Но данные стандарты сильно отличаются между собой.

Это могло стать причиной того, что в услуги по образовательной программе профессиональной подготовки водителей до 2017 года было включено много лишнего - аренда помещений, оплата труда и реклама. После 2017 эта статья себестоимости учитывала только техническое сопровождение лекций и практическое вождение, а всё остальное было вынесено в "Расходы по сбыту" и "Административные расходы".

Машина из автопарка "Светофор" в городе Подольске.
Машина из автопарка "Светофор" в городе Подольске.

И остальные столбики 📊

Материальные затраты и Прочее - настолько маленькие статьи, что я позволю себе ими пренебречь. Осталась последняя статья, заслуживающая внимания - услуги по сетевому договору образовательных программ. Эта статья появилась в 2018 году и быстро выросла в 2020 году.

Смысл этой статьи затрат заключается в активном подключении партнёрских учебных центров на базе собственной IT-платформы. При этом речь идёт о расширении географического охвата - на 2021 год запланировано активное маркетинговое продвижение услуг ПАО "Светофор" в регионы РФ.

Административные расходы и расходы по сбыту 📝

Размеры чистой прибыли Светофора также определяются двумя существенными группами расходов - административные расходы и расходы по сбыту. Наиболее существенные из них вынесу на диаграмму.

При составлении диаграмм были использованы финансовые результаты компании по МСФО.
При составлении диаграмм были использованы финансовые результаты компании по МСФО.
  • Услуги по коммерциализации и маркетингу (оранжевый столбик) являются самой существенной в процентном соотношении статью расходов компании в 2018 и 2019 годах. Эти услуги включают в себя оцифровывание преподавательского опыта IT-платформе и разработку других программных продуктов для дистанционного теоретического обучения водителей транспортных средств всех категорий, в том числе с использованием 3D анимации и графики. Сюда же можно отнести разработку интерактивные аппаратно-программные комплексы (АПК) с целью их дальнейшей интеграции в образовательные центры.
  • Реклама (красный столбик) является второй по объёмам статьёй расходов компании в 2018 и 2019 годах. Можно только порадоваться, что компания активно тратится на рекламу, учитывая, что российский рынок автошкол составляет 60-70 млрд руб, не консолидирован и имеет потенциал для построения крупного федерального игрока, которым может и намерен стать Светофор.
  • Услуги по сетевой форме образовательных услуг (серый столбик) связаны с новым законодательством. Такая форма обеспечивает возможность освоения образовательных программ с помощью нескольких организаций.
  • Аренда помещений (зелёный столбик). Расходы на аренду помещений отражены в отчётности с 2018 года. В 2020 году эти расходы стали самыми значительными в компания в связи с активным ростом и расширением и составили почти 18 млн рублей!
  • Амортизация актива в форме права пользования (фиолетовый столбик). Этот пункт расходов вырос вместе с расходами на аренду новых помещений.
  • Оплата труда (синий столбик). Данная статья расходов тоже является очевидной и связана с расширением компании. В 2020 году компания потратила на это 10 млн рублей.
  • Консультационные услуги (коричневый столбик) не значительны, и связаны они, вероятно, с IPO компании на Московской бирже.

Мои выводы

С одной стороны, для меня это второй Гемабанк - специалисты в узкой нише, с большим рынком в РФ с перспективой образования крупного оператора образовательных услуг. Я люблю маленькие и растущие компании, где собственник не просто пассажир, а руководитель компании своего отца. Так что для меня это ещё и второе Черкизово.

Ниже прикладываю интервью с собственником бизнеса "Светофор" - Артёмом Догаевым. Для меня очень важны такие моменты. Я должен посмотреть на человека и поверить в него (или не поверить). Предлагаю тебе тоже посмотреть и вместе со мной принять решение.

Спойлер: один из основных тезисов интервью - "Чтобы продаться Mail, Сбербанку или Яндексу надо сначала вырасти".
Лично меня расстраивает, что собственник допускает такую возможность. А тебя? Напиши в комментариях!

Если хочешь помочь этому каналу, поставь большой палец вверх и подпишись на этот канал.

И чтобы точно не пропустить следующие публикации, заходи в чаты Дзен и Telegram. Я дублирую туда все материалы.

Инвестируй страстно с DesireInvest 💙