Удивительный роман, посвящённый не одному человеку, но целой эпохе.
Обещая нам рассказ об выдающемся человеке своего времени - докторе Самуэле Поцци, писатель расширяет повествование до портрета "прекрасной эпохи" конца 19 века. ⠀
Книга читается на одном дыхании, несмотря на то, что не является художественным произведением. Джулиан Барнс не даёт нам заскучать - мы легко идём по волнам повествования, подгоняемые бризом из размышлений и образов. Барнс умеет зацепить читателя с самого первого предложения. Невозможно не попасться на крючок его писательского обаяния. ⠀
Отмечу, что для первого знакомства с Барнсом этот роман выбирать не стоит. Лучше начать с художественного произведения, а потом приступать к документалистике. ⠀
Также будьте готовы к тому, что придется многое вспомнить из истории 19 века. Например, дело Дрейфуса, расколовшее общество Франции на два лагеря, скандальный роман Гюисманса "Наоборот", который упоминается (без названия) в не менее скандальной книге "Портрет Дориана Грея", а также и судебный процесс над Оскаром Уайльдом. ⠀
Интересно, что фигура Поцци для нас в конце остается туманной. Барнс очень здорово представил его как врача-новатора своей эпохи, который вывел гинекологию на совершенно иной по тем временам уровень. Сейчас, конечно, дико такое слышать, но, представьте себе, тогда врачи даже руки не мыли перед осмотром, аргументируя это тем, что "у джентельмена всегда чистые руки"
А вот Поцци как личность Джулиан Барнс до конца не раскрыл. Думаю, он сделал это намерено. Предоставил читателям самим делать выводы о моральных качествах мужчины, который явно имел близкие отношения с пациентками (хотя документальных подтверждений этому нет), при живой жене в открытую выходил в свет с любовницей, был ненавидим своей дочерью... Но в конце концов, он был человек.