О книгах, которые вызывают "книжное похмелье" написано в каждом уважающем себя литературном паблике. Списки произведений рознятся, однако в одном авторы солидарны: похмелье бывает только от хороших книг. Что же включает в себя понятие "хорошая книга"?
1. Проработанный мир
Психика любит завершённость. Для нас важно целостное восприятие объектов и событий. Расхожее выражение про "не закрытый гештальт" не просто для красного словца придумано. Каждая незавершённость причиняет мозгу такие же неудобства, как камешек в ботинке мешает ступне. Вроде бы ерунда, но неудобно. Естественно, что сталкиваясь в художественном тексте с завершённым, цельным, логичным пусть и выдуманным миром, человек получает удовольствие. Он проникается законами существования этого художественного пространства, привыкает к особенностям общения, состоянию социума. И вот книга заканчивается, и все эти привычки оказывают бесполезными. Сознанию не так-то просто отринуть уже изученное. В результате формируется нежелание воспринимать другие модели, которое иной раз доходит до откровенного отвращения. Новую книгу в руки взять не получится, пока мозг не перестроится. На одном из пабликов молодой человек поделился историей своего "похмелья" после прочтения "Сильмариллиона". Почти полгода он не мог брать в руки другие книги.
2. Живые персонажи
Читатель готов поверить в любую выдумку. Пусть это будут летающие коровы, жуки размером с 10-этажный дом, путешествия во времени или пряничные человечки с пулемётами. Главное - среди этого нагромождения вымысла должны быть живые характеры. Персонажи должны вести себя как реальные люди. Вспышки ярости, гомерический хохот или признание в любви не может появиться с бухты-барахты. Герою необходимо выстрадать это чувство, изжить его. Тогда он начинает обретать человеческие черты, становится живым. И как только это происходит, читатель в живом характере начинает находить отражение себя, брата, друга, родственную душу. А как можно закрыть книгу и забыть о брате?! Вот и накрывает читателя с головой. Хочется и дальше наблюдать за приключениями полюбившегося героя. Прочие кажутся бледными, глуповатыми, игрушечными. И новая книга в руки не идёт.
3. Стиль
Пожалуй, одна из самых редко встречающихся причин. Современная литература не балует изяществом слога, а классические образцы не всем по душе. И всё же есть мастера стиля. Набоков, Маркес, Горький, Сартр... Их художественная манера узнаваема. Каждый притягателен по своему, но главное - ощущение красоты. Даже читая "про себя", человек слышит текст. Работает механизм внутреннего проговаривания. Таким образом мозг стремится компенсировать нехватку данных из других каналов восприятия (только слова ведь видим, ни звуков, ни запахов). Писатели со временем находят для себя наиболее удачную ритмическую организацию и все произведения - осознанно или нет - начинают подстраивать под неё. А читатель привыкает и хочет слышать напевную речь и в других произведениях. Вообразите, какое разочарование наступает у человека, когда он натыкается на площадную брань.
Разумеется, это не единственные причины. А у вас случалось книжное похмелье?
Спасибо, что были с нами!
Сборник "Истории, рассказанные вполголоса"
Сборник "[НЕ]нормальные"
Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии.