Хочешь снимать плавно и без рывков? Это можно устроить. Думаем, ты слышал про стабилизаторы.
Только вот какой выбрать? Расскажем тебе о преимуществах Стедикама и Гимбала.
Для чего тебе нужен стабилизатор?
Стедикам и Гимбал нужны для одного — устранить тряску рук при съёмке. Но вот делает это каждый принципиально по-разному. И стоят, соответственно, тоже. Так что давай рассмотрим каждый в отдельности и разберёмся, какой подойдёт конкретно тебе.
Стедикам
Стедик начинает свою историю с далёкого 1975, когда хотелось уже освободить 35 мм камеру от тележек и штативов. Решение было настолько популярным, что до сих пор актуально.
Стедикам — механическая конструкция. Она нуждается в физической инерции и приличном весе для плавности движений. Пост, держащий камеру, держит ещё монитор и элементы питания.
Ты надеваешь на себя жилет, распределяющий нагрузку на плечи и бёдра, присоединяешь площадку камеры к изоэластичному рычагу и всё. Твои движения "изолированы" от движения камеры.
Гимбал
А вот это уже электронная конструкция. Изначально эта технология применялась в вертолётных креплениях и строительных кранах. Однако когда появились камеры меньше 5 кг, эта технология нашла новое применение.
Гимбал работает за счёт умения просчитывать положение камеры несколько раз в секунду. Он засекает движение, подключает моторчики и двигается так же, но в противоположном направлении. Это и устраняет тряску рук.
Конечно, компьютер — это не чистая физика. Тут возможны просчёты. Но Гимбал с каждым годом обновляется: становится прочнее, точнее, легче. А вот Стедикам такой же на протяжении сорока лет.
Так что же выбрать?
Начнём с ценового вопроса. Гимбал дешевле, легче в установке и использовании. Но "легче" — не значит "лёгок". Ты всё равно должен будешь приспособиться к нему и изучить некоторые аспекты работы со стабилизатором.
Популярные Гимбалы — Movi Pro и Ronin 2 — обойдутся тебе примерно в 6 500$. Возможно ещё придётся докупить всякие крепления и батарей, но за 8к это явно не зайдёт.
А вот приобретение Стедикама обойдётся тебе в 45к. Но есть вариант нанять оператора с собственной установкой или взять стабилизатор в аренду.
Стедик может то, чего Гимбал пока нет — движение вверх-вниз при ходьбе. С Гимбалом тебе придётся согнуть колени и идти гуськом. Это уменьшит вертикальное покачивание, но здорово ограничит скорость передвижения.
Да, Стедикам дико дорогой, занимает больше времени на настройку, да и требует от тебя определённых навыков и умений. Но у него есть преимущества в работе перед Гимбалом. Ты не управляешь Стедикамом при помощи рук, а значит, что сумеешь снять больше дублей подряд, прежде чем начнёшь уставать. Это сэкономит силы и время.
Ну и всё упирается в ту же электронику. Стедикам — чистая физика. Поэтому тебе не нужно будет париться о батарейках или прошивке. Стабилизатор тебя точно не подведёт в этом плане.
Альтернатива
Есть и гибриды. Они соединяют в себе механизм Стедикама и Гимбала. Берут лучшее от этих двух. Но и про худшее не забывают: стоят ещё дороже и требуют больше времени на настройку. Однако кадры получаются бомбезными. Пару лет назад такие даже не могли представить. ARRI — немецкая компания по производству кинооборудования — с их "Тринити" могут вытворять потрясающие вещи.
В итоге
Стедикам и Гимбал имеют свои преимущества и недостатки. Давай подведём краткий итог:
- Проводишь много времени в съёмке на тяжёлую камеру — юзай Стедикам.
- Если твоя камера легче и меньше, а быстрота процесса для тебя не так важна — бери Гимбал.
Можешь сэкономить денег, арендовав что-то из двух. Посмотришь как тебе, оценишь преимущества и недостатки, а потом уже решишь — приобретать свой или нет.