Дэвид Линч всегда славился любовью к символам, аллегориям и многим другим вещам, которые понимает только он сам. Все его аллюзии, хитросплетения смыслов, значение образов и важность деталей в полной мере можно охарактеризовать только в том случае, если целиком охватить творчество режиссёра. Благодаря этому его нуарный триллер «Синий бархат» можно смело назвать предтечей легендарного сериала «Твин Пикс».
Если убрать нуарные детали вроде завываний саксофона за кадром, роковой красотки, бандитов, полицейских и т.д. и т.п., перед нам откроется сюжет, который до жути похож на упомянутый сериал. Сравните: главный герой «Синего бархата» Джеффри Бомон (Кайл МакЛоклен) вынужден прервать учебу и вернуться в свой в маленький захудалый городок, так как его отец попал в больницу. Некогда родное место тут же встречает его тайнами, загадками, интересными событиями, объяснить которые невозможно рациональным мышлением. Именно с такими же проблемами сталкивается агент Купер, когда приезжает в Твин Пикс расследовать загадочное убийство Лоры Палмер: люди хранят личные секреты, а в самом городе живет страшное и древнее зло.
Образ Джеффри Бомона можно в какой-то степени назвать духовным наследником Бенджамена Брэддока из «Выпускника». Молодые и неопытные, они оба попадают попадают под влияние женщин постарше, и оба вынуждены лавировать между страстным влечением и любовью к простым, но чувственным девушкам. В этой ловушке сердца порой трудно разобраться что к чему, и Линч наглядно демонстрирует нам, что есть вещи, которые неподвластны человеческому рассудку. Его герой хочет найти неприятности и находит их, он хочет поддаться запретной любви к Дороти Валленс (Изабелла Росселлини), и без зазрения совести делает это, параллельно, тем временем, отбивая старшеклассницу Сэнди (Лора Дерн).
Примечательно, что тот же агент Купер не поддавался женским чарам местных красоток, в том числе Одри Хорн, которая в него влюблена. А вот Джеффри ничего с собой поделать не может. Оно и понятно, ведь он всё ещё юн и несведущ, он не может контролировать себя, желая изведать новые грани страстей. Но острота в его эмоционально-чувственных переживаниях проявляется благодаря столкновению с чистым злом, коего олицетворяет Фрэнк Бут (Деннис Хоппер). Этот жестокий, беспощадный и беспринципный злодей – настоящий вселенский ужас на крыльях ночи, который в собственной беспощадности готов уничтожать всё на своем пути. Ничего не напоминает? Всё верно, это предтеча Боба из всё того же сериала. И если Фрэнк оказываются просто жестоким человеком, который пытается выпустить на свободу свои внутренние комплексы и извращенные фантазии, то Боб является злым духом, который может принимать любые обличья и вселяться в людей.
Дэвид Линч очень любит исследовать психологическую природу человека, и «Синий бархат» не является исключением. Ему интересны его герои, его увлекают героини, и он старается их жизни разбавить присутствием чего-то злого и смотреть, к чему это всё в итоге приведет. Эта картина хотя и является неким «оправданием» режиссёра перед продюсерами после провала «Дюны» (1984), но в большой степени эта проба пера, возможность создать образ таинственного городка, возвращаться в который, несмотря на его зловещность, захочется снова и снова.