Издавна существовала экспериментальная одежда. Обувь также не являлась исключением - многие бренды и дизайнеры пробуют новшества в обуви, зачастую экспериментируя как с фасонами, так и с технологиями, будь то нашумевший Boost от Adidas или же React от Nike. Помимо известнейших новшеств в подошве, многие искажают классическое понимание обуви: изменяют формы, материалы, делают сильнейший деконстракт или же простые и лаконичные элементы, получившие переосмысление.
Я хочу рассмотреть и показать уже воплотившиеся в реальность эксперименты от именитых брендов и дизайнеров, чтобы понимать, что на самом деле является прорывом в моде, а что остается лишь неудачным экспериментом.
Также я хочу рассмотреть историю силуэта Tabi, который стал известен
благодаря Maison Margiela. Действительно ли Tabi пользуются
популярностью в нынешнее время, или все еще остаются непонятными
«ботиночками в виде варежки» для потребителя.
Обязательно необходимо будет рассмотреть работы как новых дизайнеров, так и таких именитых дизайнеров, как Kanye West, который открыто экспериментирует с силуэтами своей обуви, ни один из которых еще не был провальным.
Помимо Tabi от Maison Margiela и обуви от Vibram, я рассмотрю некоторые
другие интересные изменения силуэтов, которые сейчас на пике
популярности.
«Сапоги таби — это самое важное достижение в моей карьере: их легко узнать, 25 лет спустя они всё ещё пользуются популярностью и их ни разу не скопировали». Пожалуй, самая известная цитата нелюдимого Мартина Маржелы, выражающая его высокое мнение о нашумевшей обуви, говорит о многом — особенно учитывая огромный архив его коллекций и продолжительность влияния. Когда обувь с раздвоенным носком дебютировала в первом модном показе коллекции Maison Martin Margiela SS1989, сапоги глубоко потрясли мир моды. Однако сезон за сезоном силуэт возвращался и, несмотря на сомнения людей, продолжал продаваться.
Многие десятилетия за пределами Японии — где дзика-таби оставались вечной рабочей обувью, и носки-таби тоже были повсеместно распространены — о них никто не говорил. Пока в 1989 году не пришло время первого показа Мартина Маржелы. Из-за того, что вне Японии сапоги были относительно неизвестны, они содержали очень скрытую отсылку — как и большая часть работ дизайнера, особенно среди обуви — которую могли оценить лишь самые внимательные наблюдатели. Для того, чтобы привлечь к сапогам больше внимания, перед выходом на подиум Маржела обмакивал модели в красную краску, благодаря которой обувь оставляла за собой дорожку парнокопытных следов. Его следующий модный показ коллекции FW1989 открылся жилетом, сшитым из материала со следами от tabi, тем самым утверждая центральное место сапог в работе Маржелы.
Tabi часто считают тем дизайном, на котором построил свою карьеру Маржела. Но прошло не так много времени после дебюта первых сапог таби Маржелы, как еще один гигант, на этот раз в мире спорта, представил новый силуэт обуви с раздвоенным носком. В 1996 году Nike выпустили Air Rift, при создании которых они, несмотря на «раздельный большой палец» как у таби. В 2015 году модель вернулась, к тому времени набрав культоподобное количество поклонников онлайн и пришедшаяся по нраву тем, кто искал более повседневную альтернативу таби Маржелы. За эти долгие годы, у людей поменялось восприятие Таби.
В 2012 году Prada выпустили на подиум обувь с раздельным носком, визуально напоминающие Таби, вместе с красными ленточками с пальчиком.
По истечении 30-ти лет с момента создания таби Маржелы их эстетику использует всё больше других брендов. Самой спорной попыткой определенно является повторное заимствование Vetements. Проработав в Maison Margiela с 2009 по 2012 год, главный дизайнер бренда Демна Гвасалия часто использует свое краткое пребывание в должности для того, чтобы своеобразными метаотсылками оправдать рытье в архивах Маржелы в поисках вдохновения.
Разумеется, спустя годы, силуэт Tabi, который обрел массовость благодаря Maison Margiela, становится все более и более классическим для восприятия обычными людьми, и уже вызывает не так много вопросов и сомнений. Их уже не так редко можно встретить не только на показах, но и просто на улице, а сами сапоги уже вовсе не задерживаются до скидок. Бренды раскапывают свои старые архивы, воскрешая ранее мертворожденные силуэты, дабы предоставить им вторую жизнь в текущих реалиях.
Nike не только воскресил старый силуэт Nike Air Rift из своих архивов, выдавая им новую жизнь, но и сделали несколько новых силуэтов, используя не только подошву всеми полюбившихся Tabi, но и продолжая создавать экспериментальную моду, которая пользуется спросом. Таким образом, к примеру, кроссовки из коллаборации с Matthew Williams были полностью распроданы на сайте Nike менее чем за 1 минуту, а силуэт Nike Air Zoom Ispa Drift был с теплотой принят людьми.
В текущих реалиях дизайнеры перестали испытывать страх к экспериментам, а живой пример тому - успех Tabi. Сейчас же эксперименты набирают огромные обороты, будь то подошва в виде монет или зажигалок, полная запечатка обуви в один принт, или же, как это показывает нам Канье Вест, обувь полностью из водорослей, имеющая невероятно странные формы. Но тем не менее, это все пользуется огромным спросом и сметается с полок магазинов и страниц в интернете в момент, что не является секретом для кого-либо.
Подводя итоги, можно действительно сделать выводы о том, что рынок экспериментальной одежды является быстрорастущим. Люди в нынешнее время привыкли к изменениям, а странные силуэты уже не кажутся такими странными. Все вокруг теперь могут носить Tabi и не собирать миллионы косых взглядов, Nike возвращает старые архивные силуэты и дорабатывает их, сохраняя изначальную концепцию, поскольку текущий рынок готов к новшествам. На самом деле рынки очень быстро растут, будь то Канье со своими странными Foam Runner или же Pashion Footwear - потребитель пользуется тем, что дает ему рынок. Это уже не кажется необычным, поскольку в наш обиход входят новейшие технологии и дизайны, которые мы раньше отвергали.