«Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.» (Лк. 18: 9-14).
В этой притче представлены два образа: фарисей и мытарь. Фарисей пришёл в храм Божий, встал перед Господом и начал хвалиться своей праведностью, при этом осуждая других людей, возвышаясь над ними, нарушая при этом одну из главных заповедей Божий – заповедь о любви к ближним: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». (Мк. 12: 31). И хотя внешне, формально он выполнял все правила, предписания закона, но был далёк от Бога, нарушая заповедь любви, ведь Бог есть Любовь. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём.» (1-е Ин. 4: 16). Фарисей также был горд, гордился собой, своей праведностью, а одно из главных качеств Господа – смирение. Получается, что фарисей, будучи уверен в своей праведности, был далёк от Бога. Да, и кто близкий к Богу, может гордиться, хвалиться перед Ним своей праведностью, если перед Ним и святые Ангелы несовершенны? Даже высшие Ангелы – Серафимы, которые предстоят престолу Божию не смеют смотреть на Него и закрывают лица: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Исаия 6: 2-3). Сама Матерь Божия, носившая на руках Царя царствующих и Господа господствующих говорила о Себе, что именно за смирение Господь избрал её и называла Себя - Рабой: «величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;» (Лк. 1: 46-48). Пресвятая Богородица не возгордилась, а просила Своего Сына, чтобы Он не предал Её в руки бесов после смерти, как известно по преданиям. Все святые, которые были близки к Богу, видели множество своих грехов, видели себя хуже всех, потому что в Свете Бога, как на солнце видны все пятна. Царь и пророк Давид говорит: «постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце моё оставило меня.» (Псалом 39: 13). Преподобный Александр Свирский, который видел Пресвятую Троицу, от Которой получил повеление построить церковь, говорил Господу о своём недостоинстве. А действия фарисея, говорят как-раз-таки, что он был далёк от Бога, не знал Его. Если бы знал, то не хвалился бы, а осознавал бы свою греховность. Ведь всё, что он имел, ему дал Господь. А мытарь в отличие от фарисея, осознавал себя грешником, он искренне раскаивался в своих грехах, у него был покаянный настрой. Он не смел даже поднять глаза на небо. Именно за своё смирение он был принят и оправдан Богом. У него было то самое сердце сокрушенное и смиренное, которое Бог не уничижит. «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.» (Псалом 50: 17). Как говорит Писание: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». (Иак. 4: 6). Такое покаяние мытаря говорит о том, что благодать Божия коснулась его сердца и привела к покаянию.
На примере мытаря и фарисея, примере святых мы можем сделать для себя выводы о правильной духовной жизни, о правильном пути. Правильная духовная жизнь приводит к всё большему смирению, а не к гордости. Все посты, молитвенные правила, подвиги не нужны без смирения. Всё это не приносит пользы, если человек начинает гордиться, осуждать других, превозноситься над другими. Правильный пост, молитва должны быть со смирением и неосуждением других. В молитве нужен покаянный настрой, как у мытаря, тогда молитва будет принята Богом. «Когда св. Антоний увидел распростертыми все сети диавола и, вздохнув, вопросил Бога: «Кто же избегает их?» – то Бог ответил ему: «Смирение избегает их», и, что еще более удивительно, присовокупил: «Они даже не прикасаются ему».» Преподобный Авва Дорофей. И вот, одной из самых страшных сетей диавольских является – лесть. Дьявол внушает человеку мысли о его праведности, о его мнимых добродетелях, что он уже достиг спасения, святости. «Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их: языки своими льщаху». (Псалом 5: 9). Человек начинает гордиться своими мнимыми добродетелями, осуждать других, превозноситься над другими, как фарисей. «Большая нам беда от чувства праведности. Зарубите себе на памяти, что коль скоро придет сие чувство, хотя в слабой мере, значит дело ваше пошло криво...» Святитель Феофан Затворник. Сатана пытается ввести человека в грех гордости, которым сам пал, возгордившись против Самого Господа. «От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя.» (Иез. 28: 17-18). Когда человек начинает превозноситься над кем-то, сначала превозноситься над людьми, потом над святыми, то потом может возгордиться против Самого Господа, как сатана. «Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.» (1-е Тим. 3: 6). Поэтому надо смиряться перед всеми. «Итак, непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого.» (1-е Фес. 4: 8). Святые отцы видели себя хуже всех, а остальных видели Ангелами Небесными. Преподобный Пимен Великий говорил, что будет мучиться в одном месте с сатаной.
Поэтому свои победы, добродетели надо приписывать не себе, а действию благодати Божией. Нам нужно помнить об этом всегда, помнить о нищете духовной, что всё что у нас есть хорошего, даёт Господь, не превозноситься, и не надеяться на свою праведность и на свои дела, а только на Господа: «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего.» (Рим. 10: 3-4). А тем, кто гордиться своей праведностью, осуждает других, Господь попускает иногда падения. Человек может пасть в тот грех, в котором осудил ближнего. Всё это попускается для смирения человека, чтобы он не возгордился, и не надеялся на себя, а только на Господа. «Веровах, темже возглаголах, аз же смирихся зело. Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь.» (Псалом 115: 1-2). Господь через нас делает добро, поэтому и превозноситься незачем. «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1-е Кор. 4: 6-7). И это тоже крест для человека, увидеть свою греховность, осознать это, отвергнуться от себя страстного, от своей гордыни, понимая, что надежда только на Бога, и что все дары духовные от Бога: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16: 24). Надо всегда бодрствовать, и не надеяться на свою праведность, помня слова Господа: «И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие своё, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрёт.» (Иез. 18: 24).
«И узнают все дерева полевые, что Я – Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я – Господь, сказал и сделаю.» (Иез. 17: 24).