Найти в Дзене
Книжич

Эта дорогая сердцу «свобода»: ветреность и себялюбие или жёсткость и обоюдный такт

«Я свободен...» — однажды пропел Кипелов. С тех пор эта песня стала гимном для всех слоёв населения — от одинокого «Ночного Волка», летящего по ночной трассе до уволенного с работы менеджера. От дембеля до лихого альфонса, которому очередная благоверная указала на дверь, выбросив в окно носки, трусы и любимый системник. (Кстати, пацанчики на лавочке не ловили ворон и обогатились на новую видюху, сам видел.) Но что же такое свобода? Педагогический терминологический словарь толкует это слово как: Одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной, и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними и индивидуально-родовыми факторами. Другими словами, свободный человек сам есть причина происходящих с ним событий, он не находится под чьим-либо влиянием: природы, общества, друзей и соседей, семьи, внутренних установок или

«Я свободен...» — однажды пропел Кипелов. С тех пор эта песня стала гимном для всех слоёв населения — от одинокого «Ночного Волка», летящего по ночной трассе до уволенного с работы менеджера. От дембеля до лихого альфонса, которому очередная благоверная указала на дверь, выбросив в окно носки, трусы и любимый системник. (Кстати, пацанчики на лавочке не ловили ворон и обогатились на новую видюху, сам видел.)

Но что же такое свобода? Педагогический терминологический словарь толкует это слово как:

Одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной, и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними и индивидуально-родовыми факторами.

Другими словами, свободный человек сам есть причина происходящих с ним событий, он не находится под чьим-либо влиянием: природы, общества, друзей и соседей, семьи, внутренних установок или травм.

А теперь давайте прикинем: а существует ли она — вот такая вот свобода?

Для начала я прибегну к помощи Роберта Сильверберга — в своём романе «Наковальня времени» он рассказывает о том, как на Землю пришло тоталитарное правительство, которое всех недовольно-несогласных либералов отправило в далёкое прошлое. К трилобитам, в кембрийскую эпоху. Коллектив небольшой — либералы, либертарианцы, коммунисты всех мастей. В основном теоретики и говоруны.

Но эти, с позволения сказать, повстанцы, сразу же выстроили вертикаль власти с несменным лидером, Джимом Барретом (интересная фамилия, не правда ли?) и жили себе спокойно, пока в прошлом не появился новичок от очередного нового правительства и не забрал их всех. Кроме Баррета, пожелавшего остаться в кембрии.

Значит, для создания настоящего свободного мира, всё-таки нужна чёткая вертикаль власти? Которая будет распоряжаться — кому собирать раковины, кому ловить трилобитов, кому искать случайно рассыпавшийся хабар, а кому чистить нужники?

Ещё один пример свободы в широком смысле описал покойный Андрей Круз в «Эпохе мёртвых». Я не люблю зомбятину, даже если под неё подведено достаточно логическое объяснение. Круз не исключение. Прочёл лишь одну книгу этого цикла, мне хватило. Но, опять же! Что такое свобода?

Исчезло государство, каждый сам за себя — делай что хочешь, пока не съели. И что же? Все нормальные люди стали сбиваться в группы с чётко выраженным лидером, чаще всего, из ранее презираемых военных. Или ОМОНовцев. И эти группы, благодаря не только техническому оснащению, но и железной дисциплине, стали самыми успешными. А искатели свободы по типу «что хочу, то и ворочу», очень быстро украсили собой фонарные столбы.

Недавно на Дзене я наткнулся на описание книги Дэвида Алмонда «Меня зовут Мина». Восторженный отзыв с кучкой цитат. Да, я её не читал и вряд ли стану. Как я понял из описания и приведённых отрывков это история о «нешаблонной» девочке, у которой из-за её «нешаблонности» проблемы в школе. Точнее, из-за неусидчивости, лености и отсутствия каких-либо ориентиров. Опять же, судя по скриншотам, с фразами выделенными заглавными буковками, книжка наполнена розовыми со... мечтами 12-летней девочки. Странно, что об этом пишет взрослый мужик.

Красной нитью через текст проходит инфантильное отрицание слова «надо»: зачем оно, если можно просто жить?

Да, в моё детство ТАКИХ книг не было. И слава богу.

Так существует ли свобода? Правильно говорят, что личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Мы все живём в социуме, постоянно контактируем с другими людьми, тоже считающими себя свободными и постоянно несём ответственность за своих близких, свои поступки… Даже за своих домашних питомцев отвечаем мы сами. Так и где же тогда свобода? В том, чтобы начхать с высокой колокольни на мнение окружающих? Сказать: я свободный человек и творю что вздумается?

Но существует ли свобода для нормального ответственного человека?

Эту заметку написал Темный Инквизитор
Грядет очищение!🔥
-2