Ряд информационных агентств со ссылкой на «Financial Times», которая в свою очередь ссылается на дипломатические источники, сообщили о предложении канцлера ФРГ Ангелы Меркель и президента Франции Эммануэля Макрона пригласить Владимира Путина на саммит глав европейских государств.
Информация не то, чтобы неожиданная. Скорее даже ожидаемая. Если еще недавно страны Европы смотрели в рот США и по мановению вашингтонского пальца выстраивались во фрунт, то со времен президентства Трампа стали постепенно отбиваться от рук. Но без лидера Европе, все же, жить как-то непривычно. Хочется сильной руки. Если не прямых руководящих указаний, то хотя бы примера.
Пример подал Байден. Многих в Европе просто перекосило от ужаса, когда он встретился с Владимиром Путиным. Но это был знак. «FT» располагает информацией, что идея пообщаться с российским президентом глаза в глаза изначально принадлежала фрау Меркель, которая и поделилась ею с Макроном.
Как бы то ни было, главы стран-лидеров ЕС обозначили желание двигаться по пути улучшения отношений с Россией. Другого быть не может. Не для чтения же нотаций хотят встретиться? Конечно и не для разговора об отмене санкций.
Ранее глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель озвучил новый подход к отношениям с Россией. Если помните, глубокомысленная такая формула: «отталкивать, сдерживать и вовлекать». Боррель перемудрил. Меркель и Макрон, очевидно, это поняли. Скорее всего, их инициативу поддержат и Италия, и Финляндия, и большинство членов ЕС. Может быть, даже Великобритания.
Многим в Евросоюзе антироссийские санкции уже порядком надоели. В первую очередь предпринимателям. Иначе, почему они пытаются не мытьем, так катаньем добиться от Кремля хотя бы частичной отмены эмбарго на торговлю в России теми или иными товарами? А тут еще пресловутое сближение Москвы и Пекина, которое страшно раздражает и пугает Европу.
Если встреча глав европейских государств с Путиным состоится, означает ли это откат от практики «политической изоляции» нашей страны? Кто знает? По факту, конечно, никакой изоляции нет. Просто потому, что Россия не раз заявляла, например, о нежелании встречаться в рамках клуба «G7» или общаться с Брюсселем и НАТО на их условиях. А кому надо – едет в Москву сам. Или, вот, Байдену понадобилось - он попросил о встрече и ему не отказали.
Встреча Байдена с Путиным, инициатива Меркель и Макрона означают только одно. Фактически, пусть и с неохотой, коллективный Запад приближается к признанию неоспоримого факта – хочет он того или нет, но именно благодаря упорству и просчитанной политике России в ответ на экономическое, военное и политической давление, ее активное участие в международных делах стало необходимым условием.
Польше, странам Прибалтики, Украине, Чехии и кое-кому еще горько принимать этот факт. Там с некоторых пор стали понимать, что США и ЕС ведут с ними нечестную игру. И сами заигрались до такой степени, что, если бы, встреча, о которой идет речь, состоялась, им было бы практически невозможно на нее попасть. В крайнем случае, только в роли статистов.
Тут, кстати, немаловажную роль сыграет и «список недружественных». Кто захочет в него попасть накануне саммита Россия – ЕС?