Найти тему
Кино и книги

"Великая Отечественная - начало": 3 забытых советских военных фильма о первых днях и месяцах войны"

Оглавление

С некоторым опозданием из-за технических причин выкладываю сегодня подборку нечасто показываемых телевидением советских фильмов о начале Великой Отечественной войны, вероломном нападении Германии и о том, как встретили эти трагические события советские люди.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Особо важное задание" 1980 г. 2 серии.

1940 год. В доме главного инженера воронежского авиационного завода Сергея Кириллова - застолье, танцы, дым коромыслом. Хозяин вернулся из командировки в Германию. Он смеется с гостями, а с глазу на глаз, говорит конструктору Лунину, что немцы не скрывают огромных масштабов производства военной авиации перед советской стороной. Так было и с делегацией французов перед нападением на Францию.

Лунин демонстрирует чертежи нового штурмовика конструктора Ильюшина - мол, мы тоже не сидели сложа руки. Выпуск ИЛ-2 становится особо важным заданием для завода. Известие о нападении Германии застает Кириллова с женой Машей в отпуске в Крыму, а их дошкольник-сын остался с бабушкой на Украине.

По возвращении, Кириллов узнает, что завод эвакуируется за Волгу. Директор едет обеспечивать создание производства с нуля, а Кириллов с Луниным, продолжают руководство бесперебойной работой до полного перебазирования. Сводки в Наркомат о выпуске штурмовиков и ходе эвакуации подаются ежедневно.

Семьи обещают вывезти, но выехать за сыном Кириллов не имеет права, а Маша пытается, оформив спецкомандировку на Украину себе и жене Лунина, Эльвире.

Степь. Бесконечный поток женщин, детей, стариков, инвалидов, подводы, машины, перегоняемые стада. Все это начинает безумно метаться и ищет спасения среди пожаров под налетом немецких бомбардировщиков. Маше и Эльвире не удается пробиться к Машиным родным, те уже в оккупации.

Положение на фронте ухудшается. Последняя уходящая группа военных взрывает корпуса завода, Лунин погибает при внезапном прорыве немецких танков, а Кириллову удается уйти . Его ждет еще многое: встреча с немецкими диверсантами, арест НКВД и работа, работа, работа. Особо важное задание, выпуск штурмовиков - главное до конца войны.

Фильм о подвиге тыла, о стариках и подростках, работавших сутками, в невероятных условиях и выпускавших по 2-3 самолета в день, вместо одного за два дня по довоенному плану.

Как всегда, любуюсь главными достоинствами советского кино - натурная съемка, постановка массовых сцен, бытовая детализация, хотя не везде: выпускаемые самолеты в цехах - очень неубедительны.

Созвездие заслуженных советских актеров: Евгений Матвеев (Сергей Кириллов), Николай Крючков (Семен Панченко - старый рабочий), Людмила Гурченко (Эльвира Лунина), Валерия Заклунная (Маша Кириллова).

Из исполнителей главных ролей, по-моему, лучше всех Крючков, всегда простой и, одновременно, очень непростой человек из народа. Из эпизодических - персонаж Юматова, начальника железнодорожной станции. Все покупают его за спирт ради отъезда, а он дает паровоз тому, кто возьмет на свою ответственность деньги из эвакуированного банка.

Перевоплощение Гурченко, на мой взгляд, не состоялось: я весь фильм видела певицу и актрису Людмилу Гурченко, а не неизвестную мне Эльвиру Лунину. Музыка и песни Евгения Птичкина вполне удачны.

"Встреча перед разлукой" 1985 г.

1941 год был годом столетия со дня смерти Михаила Юрьевича Лермонтова. Календарями и плакатами с портретом великого русского поэта и бравого гусара украшены все киоски Союзпечати, в том числе на аэродроме, где ждут рейса в приграничный район трое молодых людей: девушка Женя, студент Володя и военнослужащий Иван Кузнецов.

Володя уточняет у девушки время и рейс и, несмотря на возражения Жени против случайных знакомств, начинает что-то плести о положительной роли случая в жизни Лермонтова. При посадке он занял кресло рядом с собеседницей, принадлежавшее Кузнецову, и не постеснялся попросить его обменяться местами.

Самолет садится вечером 21 июня. Утром 22-го, на рассвете, летят дальше те, у кого есть пропуск в приграничную зону. Это трое наших знакомых. Они еще досыпают во время полета сладкие утренние сны, когда небо заполняется чужими самолетами с крестами на крыльях.

Немцы сбивают пассажирский аэроплан. Он, горя и переламываясь, падает в лесу. Летчики в кабине взорвались. Ребята, оказавшиеся в хвосте, остались целы вместе с мешком почты и плащ-палаткой Кузнецова.

Даже после этого они еще думают, что попали в пограничный инцидент, даже увидев немцев, полагают, что упали на чужой территории. Ведь мир простирается вокруг такой летний, лесной, ласковый, только издалека доносятся раскаты грома.

Кадр из фильма "Встреча перед разлукой" В лесу.
Кадр из фильма "Встреча перед разлукой" В лесу.

Фильм снят по мотивам повести В.П. Тельпугова "Парашютисты". Сходство с литературным первоисточником слабое: имя одного из героев, некоторые похожие ситуации, и то, что по лесной оккупированной территории Белоруссии идут к удаляющейся линии фронта два парня и девушка. Повесть сама по себе стоит прочтения, но вернемся к фильму.

Это больше всего история взаимоотношений трех молодых людей, оказавшихся в непредвиденной ситуации, которая не укладывается в их представления. Все что мы знаем о наступившей войне для них еще не существует и искажение привычной действительности кажется странным сном, в котором проглядывают осколки прежнего мира.

Отсюда, возможно, вытекают некоторые беспечные поступки вроде поручения Жене, не умеющей стрелять, конвоирования пленного, потеря пилотки Кузнецовым, утопление трофейного оружия и атака на немцев с дубьем.

В целом, ребята стараются помогать друг другу как настоящие советские люди, но как-то в этом фильме заметно личное восприятие войны отдельными людьми, а не изображение ее как общей трагедии народа, что было характерно для большинства советских картин.

Из известных актеров юная Елена Дробышева в роли Жени и Владимир Кашпур в роли деда Степана Акимыча, помогшего молодежи в пути и пытавшегося внушить ей более адекватное понимание ситуации.

Природа, деревня, подбор актеров - все еще убедительно. В сети фильм, к сожалению, в неважном качестве.

"Сквозь огонь" 1982 г.

Лето 1941 г. Немецкие мотоциклисты въезжают в обычный провинциальный русский городок. За ними тянутся грузовики с солдатами. Проезжают по мосту танки. По обочине шагает солдат с охапкой дорожных указателей на немецком языке.

Обычное занятие населенного пункта. Не захват, не атака, не прорыв, а просто занятие и установление нового порядка. Фронта и видимого сопротивления - здесь нет. Вероятно, многие места так занимали.

Кадр из фильма "Сквозь огонь." Как по собственной земле.
Кадр из фильма "Сквозь огонь." Как по собственной земле.

Русский полицай ведет мальчишку в матроске, видно, - пацан из интеллигентной семьи. Сопровождающий поучает, что с арестованной матерью надо говорить жалобно, мол, есть нечего, с квартиры гонят, пусть скажет, что просят - отпустят. Пацан зовет полицая дяденькой.

Мать, с разбитым ртом, сидит в подвале церкви, решетка - у самой земли. Переговариваются через нее. Пацан, Павлик, пересказывает, как учили говорить.

Мать отдает ему ключ от ленинградской квартиры и просит идти домой: от человека к человеку, от дома к дому, а там и война кончится. Павлик, получив от полицая плюху за безрезультатный разговор, пошел. По грязным, разъезженным дорогам, мимо обгоревших печей, по лесу. Это же только мы знаем, что в 1941 году, Ленинград - не то место, куда стоит идти.

Очень натуральная жизнь "под немцем", и, вообще, убедительная постановка. Одна из ранних ролей Алексея Булдакова, и это не карикатурно-комичный генерал, а настоящий русский мужик, бывший милиционер, в душе - артист, способный сыграть, для маскировки, кого угодно.

Кадр из фильма "Сквозь огонь."  Партизан Савелий (Алексей Булдаков).
Кадр из фильма "Сквозь огонь." Партизан Савелий (Алексей Булдаков).

Боря Кричевский в роли Павлика Комарова, - словно сам из сорок первого года. Музыка композитора Владислава Кладницкого подобрана к теме эпизодов идеально. Наполнение картинки, детализация, продуманность кадра заслуживают глубокого уважения.

Хотя самые сильные и драматичные - начало и финал, некоторые моменты просто рвут душу, как сцена с одинокой девочкой, держащей кота.

Девочка лет шести и кот - все что осталось от семьи, жившей в сожженном доме. Им некуда идти, они ничего не понимают, просто держатся у родного, неузнаваемо изменившегося места. Когда девочка в испуге убегает со своей ношей от Павла, хотевшего взять их с собой, поневоле думаешь, подберут или пропадут?

Кадр из фильма "Сквозь огонь."  Девочка с котом.
Кадр из фильма "Сквозь огонь." Девочка с котом.

На сайте Кинопоиск более подробно сообщают, что, действительно, весной 1942 года партизаны отправили первый обоз с продовольствием для осажденного Ленинграда через две укрепленные линии противника: окружение немцами партизанского края и фронт.

Фильм снят по одноименной повести Александра Попова, но найти ее в Интернете не удалось.

Надеюсь, мой обзор вам понравится и поможет перенестись в те времена нашей общей истории, которые были так тяжелы для страны, но позволяют гордиться нашими предками. Если тема вас заинтересовала, предлагаю прочесть предыдущий обзор:"В немецком тылу": 3 редких на экране советских фильма о военнопленных, разведчиках и просто людях в оккупации.

-10