Найти в Дзене
soullaway soullaway

Война 08.08.08. изменившая представления об армии России.

Российская армия до недавнего времени имела репутацию какого-то отсталого образования. Сколько же я выслушал этих занимательных историй о том, что боеспособность наших частей оставляет желать лучшего. Была масса историй на тему нашей отсталой техники. Да и даже эта старая техника по рассказам очевидцев регулярно отказывалась работать. В обществе прочно укреплялся миф о том, что наша армия ничего не умеет и не в состоянии выполнять свои функции. Факторов, которые способствовали этому множество. Начиная от откровенно невеликих зарплат и заканчивая войной в Чечне.

Если вспомнить репортажи 90-х годов из Чечни, то перед нами предстаёт образ запуганного и ничего не умеющего бойца. Хотя это не имеет ничего общего с реальностью. Если знать немного историю то, как раз станет очевидно, что в жутких условиях наши бойцы как всегда проявили чудеса стойкости. И если бы не политика, то операция в Грозном была бы окончена ещё в 1995 году. Однако нашу армию очень долго рисовали небоеспособной и, в конце концов, в это поверили все. В том числе и сами военнослужащие. При этом факт разложения армии я отрицать не собираюсь. Но уж точно наши солдаты не были трусами никогда. Хотя СМИ их часто рисовали в негативном свете.

Врать не буду, когда я попал в свою воинскую часть, то испытал массу приятных впечатлений. Естественно о приятных впечатлениях я пишу с иронией. Но эти первые несколько часов были незабываемыми. Ведь из одного мира я переместился в другой. И этот другой мир имел в моём воображении не самый приятный образ. Через пару дней первые страхи улеглись, а через пару месяцев жизнь стала скучной и предсказуемой. Ну а через полгода я и вовсе оказался в госпитале. И вот лежа там я и узнал о военной операции в Южной Осетии.

Очень хорошо помню, как мы сидели у экрана телевизора и внимали словам диктора. Кто-то из таких же, как я призывников острил, что надо срочно туда попасть, таких было меньшинство. Кто-то рассудительно обронил фразу, что начинается вторая Чечня. И именно эта фраза мне почему-то большего всего и запомнилась. В нашем сознании прочно укрепился миф о том, что любая война будет обязательно проиграна Россией. Ни о какой объективной оценке событий речь не шла. Тут был вопрос скорее веры. И эту веру в нас посеяли в том числе и журналисты.

На войну никто из нас, слава богу, не попал, потому что она кончилась как-то невероятно быстро. И это было удивительно. Настолько мы все не понимали, что из себя представляет та армия, где мы служим, что даже до сих пор я нахожу это забавным. Ведь ни один солдат срочной службы не видит сотой доли от общей картины. И его личный опыт не играет никакой роли, если рассматривать армию в целом. Так вот в целом оказалось, что российские вооруженные силы по-прежнему могущественны и способны выполнять поставленные боевые задачи.

-2

Не сомневаюсь, что удивление, которые испытали мы простые солдаты, было сходным с тем, которое испытали те, кто затевал агрессию. В боеспособность российской армии к концу нулевых годов не верил никто. Как я и сказал, по инерции все вспоминали штурм Грозного, вспоминали подводную лодку Курск, но за несколько лет армия изменилась. И если даже нам жителям России это было непонятно, то, что уж говорить о других странах.

Мне приходилось сталкиваться с мнением, что хвалиться той операцией не стоит. Мол, Грузия слишком уж крошечная страна, что бы вообще обращать на неё внимание. Вот только тут стоит учитывать, что ведь туда был направлен ограниченный контингент. На границе с Осетией было буквально два батальона. А два батальона это прямо скажем не армия России. Это лишь крошеная её часть. И эта часть прекрасно справилась с поставленной задачей по сдерживанию оппонента.

-3

Разбирать все события, которые предшествовали операции и их последствия я не буду. Об этом хватает информации в сети. Сняты и документальные фильмы и написаны горы статей. Я лишь хотел бы отметить, что те события окончательно изменили представления о нашей армии как внутри страны, так и за рубежом. Если бросок на Приштину воспринимался как какое-то случайное чудо, то здесь уже прослеживалась чёткая тенденция.

Конечно же, лично я считаю именно тот самый бросок на территории бывшей Югославии началом возрождения нашей армии, но понадобилось почти ещё 10 лет для изменения общественного мнения о состоянии наших вооружённых сил. Операции же в Крыму и далее в Сирии лишь укрепили отношение как в нашем, так и в международном обществе к нашим парням.

-4

Но я убежден, что не будь той истории в 2008 году, могло бы и не быть всех последующих событий. Ведь дело не только в общественном мнении. Дело ещё и в своём собственном боевом духе. А как можно служить в армии, в которую сам не веришь? Вопрос понятное дело риторический.

У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.