Неважно, от смартфона они, от аккумуляторной электродрели или из автомобиля на электротяге (как Tesla) — литий-ионные (и литий-полимерные) элементы питания подвержены одним и тем же вредным воздействиям. Мы составили простой для понимания список, с которым вы будете лучше понимать особенности технологии.
🔋 Neovolt.ru ➡ Блог ➡ Безопасность ➡ Li-Ion | Li-Poly
Внутри каждой батареи типа Li-ion и Li-ion Polymer есть:
- ➖ катод из оксидов лития (в основном с кобальтом);
- ➕ анод из графита (хотя есть и другие варианты, но редко);
- 🧽 сепаратор (он тонкий, пористый, его задача отделить анод от катода);
- 💧 электролит (почти всегда жидкостный на основе солей лития).
Вся эта система работает просто:
- 📈 при зарядке ионы лития перемещаются от катода к аноду;
- 📉 при разрядке (как для питания смартфона) — наоборот к катоду.
👉 Что внутри аккумулятора телефона? Наглядно
Чего боятся литий-ионные аккумуляторы — список из 6 простых пунктов
Все заводские изделия (аккумуляторы для смартфонов, модульные батареи для электроинструмента или пылесоса и так далее) защищены от большинства вредных факторов. Они выдерживают штатную эксплуатацию и рассчитаны на некоторые разумные отклонения.
🔥 Как тестируют аккумуляторы Li-ion на безопасность
Однако, если вы будете учитывать то, чего боятся литий-ионные аккумуляторы, их использование станет ещё безопаснее и более длительным.
❌ 1. Перепады температуры
Чтобы не запоминать точные значения, достаточно помнить — литий-ионные аккумуляторы боятся резких перепадов с мороза на жару, с жары на холод и так далее.
❌ 2. Экстремальные температуры
В 99% случаев обычные бытовые аккумуляторы литий-ионного типа боятся морозов ниже -20°C (зимой в наружном кармане) и жары выше +60°C (летом на солнцепёке). Они также не могут (и не должны) брать заряд при температуре ниже 0°С.
❌ 3. Хранение в разряженном состоянии
Боятся этого состояния (хранение на 0%) все аккумуляторы литий-ионного типа. Впоследствии они могут даже не включиться.
❌ 4. Плохие зарядники
Дешёвые китайские зарядники могут нарушить работу контроллера, встроенного в аккумулятор, и даже перезарядить его, что крайне опасно.
❌ 5. Вздутие
В батареях на основе ячеек вроде 18650 предусмотрены клапаны сброса при выделении газа в ходе внутренних химических реакций. В литий-ион-полимерных (ламинированных в полимерную оболочку литий-ионных) аккумуляторах, как правило, такого клапана нет.
💡 В принципе считается, что литий-ионной технологии свойственно вздутие корпусов.
Производители предусматривают этот сценарий при разработке системы защиты (от чего ещё нужна защита). При определённых обстоятельствах ситуация всё-таки может выйти из-под контроля.
🔎 Например, если старый аккумулятор или есть критические события.
Вздутие аккумулятора само по себе неопасно. Но нужно понимать, что такой элемент питания становится ещё более уязвимым. Поэтому вздутые батареи не рекомендуются к дальнейшему использованию.
❌ 6. Критические события
В завершении упомянем мелкие критические события, чего боится литий-ионный аккумулятор с небольшим износом или после предыдущих пяти пунктов:
- падение, удары, вибрация, острые постукивания при транспортировке;
- микроциклы (когда постоянно держат на зарядке со 100% зарядом);
- активные нагрузки во время зарядки (например, играть в смартфон на зарядке);
- замыкание (в ходе внешнего повреждения, попадания влаги, коррозии и так далее).
***
Литий-ионные аккумуляторы при штатном использовании относительно безопасны. Степень безопасности регламентируют стандарты.
🔥 Вывести их из безопасного состояния в опасное для имущества и здоровья могут указанные выше факторы.
Не подвергайте электронику тому, чего не любят литий-ионные аккумуляторы. В таком случае они прослужат долго и без повреждений.