Даже великие художники редко бывали уверенны, что полностью завершили свое полотно. Кажется, все задуманное уже на картине, но остается неуверенность в том, что именно в таком виде она будет понятна зрителю.
Процесс написания картины – это динамичное развитие мысли, а так как идеи появляются непрерывно, то обязательно возникнет желание что-то выделить, переписать или исправить. Всегда есть искушение добавить пару мазков. Поэтому иногда художники оставляли свои работы недописанными, боясь испортить, то, что уже удалось наваять. Именно так поступал великий венецианский художник Тициан в последнее десятилетие перед смертью, оставив многие из своих работ незавершенными. Он опасался, что пара неверных мазков разрушит созданное.
Ожившая картина – это правильно подобранные цвета и их сочетание, которые передают замысел художника и настроение, которое хотелось донести миру.
Иногда продолжать работу над картиной становится скучно, хочется побыстрее завершить этот процесс. Но работа без энтузиазма, скорее, загубит весь предыдущий труд. Лучше отставить картину и вернуться к ней, когда что-то внутри позовет.
Исаак Левитан говорил, что иногда для завершения работы требуется сделать на картине два-три мазка, но каких именно – иногда невозможно понять. Он признавался, что в таких случаях убирал картину с глаз долой или ставил ее лицом к стене, чтобы какое-то время она не попадалась на глаза.
После того как замыленный глаз отдохнёт, можно извлечь картину из кладовой, и сравнить с референсом.
Возможно, стоит повесить ее на стену, чтобы взгляд падал с разных ракурсов, выделяя четче то один фрагмент, то другой.
Возможно, недостатки проявятся на фотографии – попробуйте сделать снимок картины. Или же поднесите ее к зеркалу, в котором вы привыкли видеть собственное отражение. Иногда в зеркальном отражении более видны изъяны, а может, наоборот, все вдруг окажется идеальным…
Иногда вполне устраивают отдельно взятые фрагменты, но не ощущается единства в сюжете. Все кажется разрозненным и несобранным. Наберитесь смелости и закрасьте все проработанные места широкими мазками – иногда это помогает объединить детали и добиться единства в работе.
Возможно, тогда появится чувство утерянной гармонии.
А закончена работа тогда, когда уже тебе в ней ничего не мешает.
Обычно тогда картина и оживает, и тут уж не остается места сомнению – она, действительно, готова!