21 июня Евросоюз расширил санкционный список в отношении ряда белорусских физических лиц и компаний. Это уже, так называемый, четвертый пакет санкций, в который попали 8 белорусских предприятий и 78 физлиц. Комментариев по этому поводу в эфире — превеликое множество. И будет еще немало. В связи с чем МЛЫН.BY решил: еще один комментарий белорусскую «санкционную кашу» не испортит.
Комментарий принадлежит Кириллу Петровскому (заместитель начальника управления внешнеторговой политики — начальник отдела ВТО и унификации торговых режимов Департамента внешнеэкономической МИД). Его чиновник МИДа озвучил в своем докладе на круглом столе посвященного вопросам вступления Беларуси в ВТО. Несмотря на свой лаконизм, комментарий, как нам кажется, — самый трезвый и понятный обывателю. Итак…
— … Санкции ЕС, которыми оказывается давление на Беларусь, носят скорей политический характер, нежели экономический. Другими словами: санкции, скорей, формальны, нежели содержательны. Потому что из тех физических лиц, на которых ЕС наложил санкции, никто ничего в Европу не продает и продавать не планирует.
А из 8-и предприятий, которые попали под последний четвертый пакет европейских санкций, — экспортом в Европу, причем очень давно, еще на заре независимой Беларуси, занимались только два предприятия: МАЗ и БЕЛАЗ.
Причем, МАЗ в ЕС не пускают уже лет 15. За счет барьера в виде двигателя. Все, надеюсь, знают про Евро-2, 3, 4, 5, 6. И конечно Евро-7. За всеми этими цифрами МАЗ хронически не успевает. И не следует искать причин, почему не успевает. Потому что так было задумано изначально. Этот барьер для того и задумывался, чтобы отрезать МАЗ (а вместе с ним и прочих неевропейских производителей большегрузов) от европейского рынка. Класс экологичности «Евро-6» был принят в 2014-м, 2025-м введут «Евро-7» с еще более строгими ограничениями. Что отличает двигатели? — если вы считаете, что в объемах выбросов оксидов азота, то вы ошибаетесь. Их отличает один двигательный блок, который производит «Бош».
Что касается БЕЛАЗа. Когда-то он наторговывал своими самосвалами с Европой на 20 млн евро. Но о временах тех уже забыли. Сегодня в Европе реализуется принцип: добыть все из недр вокруг Европы. И только, когда у всех все кончится в недрах, начинать осваивать свое. То есть БЕЛАЗ тоже уже давно про Европу забыл.
Остальные предприятия, попавшие под санкции, в Европу ничего не продавали. Иногда вспоминают о сложностях, которые обязательно возникнут о белорусской нефтянки; речь идет о попавшей в список нефтетрейдер «Новая нефтяная компания». Но ее роль в белорусском энергетическом секторе — незначительна. То есть какое-то влияние на белорусскую нефтепереработку и экспорт нефтепродуктов европейские санкции не окажут. В конце концов, не будем забывать и о том, что «Белнефтехим» полтора десятилетия назад уже был под санкциями. И научился их обходить еще тогда.
И получается, что вся санкционная конструкция европейская направлена в большей мере на европейского же избирателя. Мол, меры предпринимаются.
Относится к санкциям следует как к дождю., на который мы никак не можем повлиять. Санкционное давление будет продолжаться и дальше. Но вряд ли дальше будет ужесточаться. Потому что это банально невыгодно всем. Включая европейцев. Потому что тот же МАЗ прекратит закупать комплектующие у европейских компаний, производящих автокомпоненты. И переключится на российских и китайских производителей. Оно им надо?
Будем спокойно работать дальше.
Автор статьи: Владимир Орехов