Направление на ремонт по ОСАГО должно быть согласовано с клиентом, а если клиент против, заплатить за ремонт деньгами.
Верховный суд последнее время всерьез взялся за страховые компании в части выплат по полису ОСАГО.
В очередной раз именно ВС РФ пришлось разъяснять судам первой инстанции закон об ОСАГО.
Дело, которые рассмотрел ВС РФ заключалось в следующем.
Потерпевший в аварии обратился в свою страховую компанию, которая после экспертизы направила машину на ремонт в свой автосервис.
Клиент обратившись в автосервис счел, что СТОА не соответствует установленным требования.
В сервисе клиенту так же предложили подписать договор в котором говорилось, что поставки деталей могут превышать 30 дней.
Так же в договоре прописывалось согласие на установку автомобиля во время ремонта бывших в употребление и восстановленных запчастей.
Клиент страховой компании потребовал от страховой компании либо предоставить другой сервис, либо выплатить страховое возмещение в денежной форме.
Страховая отказалась во всех случаях.
Клиент страховой компании сделал независимую экспертизу и обратился в суд. Потребовав со страховой компании не только денежной возмещение, но так же неустойку и моральный ущерб.
Суды всех инстанций отказали отказали клиенту страховой компании в удовлетворении иска.
Дело дошло до Верховного суда РФ.
Согласно пункту 13 статьи 12 Закона об ОСАГО, если после осмотра страховщиком повреждённого автомобиля страховщик и потерпевший не пришли к согласию относительно размера страхового возмещения, первому нужно организовать независимую техническую экспертизу. Страховая компания также обязана уведомить потерпевшего о её проведении и ознакомить с результатами.
Если страховщик организовывает ремонт автомобиля на станции техобслуживания, между всеми сторонами (в том числе и потерпевшим) должно быть достигнуто соглашение о сроках, полной стоимости ремонта и возможном размере доплаты. Об этом говорится в абзацах третьем и шестом пункта 17 статьи 12 Закона об ОСАГО.
О том, что такое соглашение достигнуто, свидетельствует получение потерпевшим направления на ремонт, говорится в Определении ВС.
В пункте 15.2 и 15.3 статьи 12 Закона об ОСАГО говорится, что при проведении ремонта нельзя использовать бывшие в употреблении или восстановлены комплектующие, если требуется замена поврежденных деталей. Другие варианты могут оговариваться в соглашении между страховщиком и потерпевшим.
Согласно пункту 6.1 Правил ОСАГО срок проведения ремонта не должен превышать 30 рабочих дня со дня передачи автомобиля на станцию техобслуживания. В направлении на ремонт также должен быть указан срок, согласованный с потерпевшим. Если станция не соблюдает сроки ремонта и нарушает другие свои обязательства, за это несет ответственность страховщик, выдавший направление на ремонт.
Если станция не приступила своевременно к ремонту или выполняет его настолько медленно, что не укладывается в обозначенные сроки, потерпевший вправе изменить способ возмещения вреда и потребовать страховое возмещение. Об этом говорится в пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ссылка на которое приводится в Определении ВС.
Потерпевший также может потребовать страховое возмещение в денежной форме в том случае, если станция техобслуживания не приступает к ремонту, а также предлагает заведомо нереальные сроки и ненадлежащие условия ремонта.
Будет ли работать данное определение ВС РФ в будущем, покажет время.
Но как показывает практика, сейчас очень много клиентов предпочитают брать выплату деньгами, так как не уверены в качестве работ сервиса, на который направляет страховая компания.
Если у вас, читатели, была подобная практика делитесь в комментариях.
№ 18-КГ21-33-К4 №2-7017/2019 от18.0521г. Данное дело можно найти в банке определений ВС РФ.
Спасибо всем читателям за интерес к нашему каналу, мы пишем для Вас.