Найти тему
Бубликов

«Диверсионный университет» Героев Советского Союза братьев Игнатовых

Во время оккупации немцами Краснодарского края в 1942-1943 гг. на Кубани действовало более 80 партизанских отрядов. Один из них был особенным – «научно-техническим». Так уж получилось, что из шести десятков бойцов почти две трети составляли инженеры, научные работники, в том числе даже несколько кандидатов наук. Командовал отрядом «Батя» - Петр Карпович Игнатов, директор Краснодарского химико-технологического института. А под началом у него были члены семьи – жена и двое сыновей. Елена Ивановна ведала в отряде медицинской частью, а Геннадий и Евгений стали отличными минерами.

Вот что вспоминал впоследствии П. К. Игнатов: «Отряд имел резко выраженный «производственный» профиль. - Мы были минерами-диверсантами. Взрывали мосты, электростанции, склады, пускали под откос немецкие поезда, жгли колонны грузовых машин вместе с охранявшими их броневиками и танками. Вот «текущий счет» отряда. Взорвано и разрушено: 15 паровозов, 392 вагона с войсками и грузами, 41 танк, 113 автомашин, …34 моста и уничтожено свыше восьми тысяч оккупантов…. В тылу у немцев, в горной глуши, мы открыли «минно-диверсионный университет», где проходили практику минно-диверсионной работы лучшие и храбрейшие партизаны…»

Петр Карпович Игнатов, «Батя»
Петр Карпович Игнатов, «Батя»

Эффективность боевых действий отряда Петра Игнатова удивительна. Группа из чуть более полусотни «непрофессионалов» смогла нанести врагу столь внушительный ущерб, потеряв при этом за все время лишь пятерых убитыми и двоих раненными! Вероятно, сказывался креативный подход бывших инженеров и ученых, которых много было под началом «Бати», к проведению диверсий в немецком тылу.

Они внесли, например, несколько удачных изменений в конструкцию применяемых минно-взрывных систем (эта «игнатовская» новинка потом была распространена и по многим другим партизанским отрядам). А еще изобретательные партизаны Игнатова применяли свою собственную тактику минирования.

Лишь один пример. Заметили они, что гитлеровцы после очередного подрыва, осуществленного на железной дороге, всегда действуют одинаково. К месту происшествия с обеих направлений прибывают два ремонтных поезда, а из ближайших населенных пунктов, где есть военный гарнизон, туда направляются грузовики с солдатами. Такую педантичность оккупантов партизаны решили использовать для нанесения врагу дополнительного ущерба. Помимо минирования железнодорожного пути, они приспособились устанавливать взрывные устройства еще и на всех проезжих дорогах поблизости от этого места. Как результат – помимо очередного пущенного под откос неприятельского эшелона, боевой счет пополнялся еще и несколькими взорванными грузовиками с пехотой.

Многие из боевых «рационализаторских предложений» в партизанском отряде подсказывали сыновья «Бати». Особенно активным изобретателем всяких каверз для немцев был Евгений.

Роковой для младших Игнатовых стала диверсионная операция вечером 10 октября 1942 года. Целью группы партизан, в которую вошли Геннадий и Евгений, стал участок рельсовой магистрали, связывающей Краснодар с Новороссийском, на 22-м ее километре от приморского города.

Как вспоминал впоследствии Петр Игнатов, в этот раз его минеры решили использовать новую конструкцию минной закладки нажимного действия, которая срабатывала под тяжестью проходящего над ней паровоза. Расписание следования немецких эшелонов было известно от надежных осведомителей. Выбрали удобный интервал между поездами, чтобы заложить взрывчатку и как следует замаскировать следы своей работы. Для приведения мины в боевое состояния нужно было только убрать металлическую шпильку из предохранителя.

Согласно разработанному плану, оставшееся до «момента Х» время группа должна была заниматься минированием шоссе рядом с железной дорогой. И лишь после этого, уже совсем незадолго до прохождения поезда, следовало кому-то из минеров подползти к рельсовой колее и выдернуть эту шпильку. Но в тщательно выверенный график действий вмешались непредвиденные обстоятельства. Вдруг послышался характерный шум, - приближался железнодорожный состав, пущенный гитлеровцами вне расписания.

В столь сложной ситуации инициативу проявили младшие Игнатовы. Надеясь, что уже сгустившаяся темнота до поры скроет их, Женя и Гена бросились к железной дороге. Отыскать за считанные секунды фактически наощупь маленькую шпильку было, конечно, невозможно, поэтому братья решили применить другой способ: кинуть в район, где находится мина, противотанковую гранату, чтобы от ее взрыва сдетонировал основной заряд. Этот аварийный план сработал. Мощный взрыв разворотил паровоз, сбросил его с насыпи, следом полетели под откос вагоны… Эшелон был уничтожен, но смельчаки-парни заплатили за это своими жизнями, - их тоже накрыло взрывной волной и осколками. Евгению было 27, а Геннадию всего 17 лет.

Партизанам удалось вынести буквально из-под носа у немцев тела погибших героев и похоронить их в укромном месте.

Как сообщили потом «Бате» его осведомители, работавшие у оккупантов, при крушении эшелона погибло около полутысячи солдат и офицеров вермахта. Кроме того этот список людских потерь вскоре пополнили сами немцы: по распоряжению их командования было расстреляно более полусотни охранников, отвечавших за безопасность движения по железной дороге и «прошляпивших» партизанскую вылазку.

В апреле 1956 года братья Евгений и Геннадий Игнатовы были перезахоронены на Всесвятском кладбище г.Краснодара
В апреле 1956 года братья Евгений и Геннадий Игнатовы были перезахоронены на Всесвятском кладбище г.Краснодара

7 марта 1943 года вышел Указ Президиума ВС СССР, которым Евгению и Геннадию Игнатовым присваивалось звание Героев Советского Союза (посмертно).