Найти тему

80 лет назад. 22 июня. "вся европа".

Простой подсчёт гитлеровской военной техники. Аналогичный тому что я сделал в первой части.
Всего я насчитал 9889 бронемашин различного назначения. Плюс-минус сотня - полторы. Что примерно в трое меньше количественно, чем было у РККА. Ну а качественно... У "коричневых паучков" даже и близко не было таких машин как Т-34 или КВ. Основная масса бронетанков, была на уровне и ниже танков БТ-7 и Т-26. Несмотря на пропагандистки повторяемый тезис о "устарелости БТшек и Тэ-двадцатьшестых". Незначительная часть - едва дотягивала до среднего танка Т-28. Который в те годы считался ТЯЖЁЛЫМ.
Совсем не понимаю, откуда взялся тезис о "слабости советской промышленности, которая в 1938 году произвела больше всех в Европе грузовых автомобилей?
182373 штуки, против Германии = 56000, против Франции = 45 000, против Италии = 12 000? Против Чехословакии = 2000? То есть будущих союзников Гитлера, СССР делал как бог черепаху!
Тракторов в СССР произвели в 1936 году - около 114 800 штук. Так-же больше чем в Европе вместе взятой.
???

Maschinengewehrkraftwagen Sd.Kfz. 13
Maschinengewehrkraftwagen Sd.Kfz. 13

Разведывательный броневик, на шасси военного автомобиля "Адлер Кюбельваген". Масса 2.1 тонны. Мотор 60 л.с. Скорость 70 км/ч. Броня 8 мм.
Машина "выступала" в том же классе что и советские ФА-И. Но за счёт облегчения в виде отсутствующей башни, лучше справлялась с бездорожьем.
Впрочем к 41 году безнадёжно устарела. И в частях осталось только 60 машин.

Sd.Kfz. 221
Sd.Kfz. 221

Машина в 4 тонны, с броней 8мм, мотором 75л.с. и скоростью 80 км/ч. Вооружение - 20мм ПТР.
Один из первых в мире полноприводных бронеавтомобилей на шасси специальной постройки.
Принято считать, что машины не выдержали испытание российским бездорожьем... Но если всё так плохо было у внедорожника со всеми ведущими колесами, то представьте как проваливались в грязь советские одномостовые ФА-И и БА-20.
На июнь 41 года в Вермахте было 961 машин.

Sd.Kfz. 231
Sd.Kfz. 231

6 тонный, тяжёлый "разведывательный" бронеавтомобиль. Броня 8 мм. 20мм ПТР вместо пушки. Шасси коммерческого грузовика с 70ти сильным мотором. Скорость до 62 км/ч. Предполагалось что эта машина будет "лидировать" действия малых разведывательно-дозорных машин. Но реальность оказалась далеко не такой, как представлялось по итогам 1й мировой войны. Было произведено всего 123 броневика. Которые к лету 41 года выводились из линейных частей в полицейские подразделения.

Sd.Kfz. 231 (8-Rad)
Sd.Kfz. 231 (8-Rad)
в 39 году, машина начала получать более мощное 20мм ПТР. на корпус машины добавили креплений для возимой амуниции.
в 39 году, машина начала получать более мощное 20мм ПТР. на корпус машины добавили креплений для возимой амуниции.

Полноприводный "разведывательный" бронеавтомобиль.
По факту, 8.3 тонная машина, с броней 8-15мм, служила рейдовой боевой машиной. Высокая проходимость позволяла двигаться без дорог, почти с той-же скоростью что и танки. На вооружении к лету 41 года было 390 машин.

ADGZ
ADGZ

12 тонный австрийский монстр. Броня 11мм, под рикошетными углами неплохо защищала машину от огня ПТР. Двигатель в 150 л.с., разгонял машину до 70 км/ч.
Машина применялась только как полицейский броневик. На начало лета 41 года их было всего 24 штуки.

Панар 178
Панар 178

Французский бронеавтомобиль. Специализированная полноприводная боевая машина. Считалась "разведчиком". Масса 8.5 тонн. Броня 15-26мм. Наверно самая бронированная колесная машина на начало 41 года. Двигатель 105 л.с. Скорость до 72 км/ч. Вооружение - 25мм пушка-ПТР.
Затрофееные немцами во Франции, 218 броневиков были отремонтированы и поставлены в строй. По вооружению, скорости и маневренности, превосходили танки Pz-II.

39M «Чабо»
39M «Чабо»

Венгерский бронеавтомобиль. Стоял на специальном созданном полноприводном шасси.
5.95 тонны, броня 7-13мм под рикошетными углами. 90 сильный двигатель и 65 километров в час. Машина вооружалась достаточно мощным ПТР Солотурн калибром 20мм. Таким-же как и на танке Толди. О котором ниже.
На июнь 41 года Венгрия имела 48 таких машин.

Голландский броневик М39.
Голландский броневик М39.

5.6 тонн. Броня до 15мм. 37мм пушка Бофорс.
12 таких бронемашин было захвачено в Голландии. И несколько из них дожили до войны на Восточном фронте. На Ленинградском направлении их видели в последний раз.

Pz-IB
Pz-IB

5.4 тонный танк. По сути - танкетка. вооружение два пулемёта. Броня 8-13мм. Двигатель 57л.с. Скорость 57 км/ч. Как первый серийный танк разработки в самой Германии, имел множество конструктивных недостатков и производственных дефектов.
Что довольно странно. Ведь германские конструкторы накопили громадный опыт работая в Швеции, СССР, Чехословакии...
Тем не менее, производилась в значительных количествах. Машина, почти полный аналог советских Т-37-38, за исключением неумения плавать и чуть более толстой брони.
и на июнь 41 года, 877 танкеток ещё оставалось в строю. И считается что 370 из них, начали войну на Восточном фронте.

Sturmpanzer I
Sturmpanzer I

На шасси стремительно устаревающего танка Pz-1 было сделано 38 самоходных арт.установойк получивших впоследствии название "Штурмпанцер 1". 150мм орудие-гаубица-мортира SIG33 была смонтирована практически целиком - даже оставили облегчённые катки - поверх корпуса "пазика".

Panzerjäger I
Panzerjäger I

202 противотанковых установки с чехословацкой 47мм пушкой, Вермахт получил до лета 41 года. Использовались как на Восточном фронте. Так и в Северной Африке.

Pz.Kpfw.II Ausf.C
Pz.Kpfw.II Ausf.C

9.5 тонн. Броня в модификации "F" до 36мм лоб, и 15мм борта. Вооружение 20мм ПТР. Пробивающее 14-20мм брони на 500 метров. Двигатель в 140 л.с., разгонял машину лишь до 40 км/ч. Этот лёгкий танк, предполагалось сделать основным танком гитлеровского Вермахта. Но разработка машины и её производство постоянно затягивались. В итоге, машина стала "устаревшей", но оставалась основной боевой единицей Вермахта. И вскоре стало ясно, что "двойка" нуждается в поддержке пушечных средних танков PZ-III. Тем не менее, до 40 года, "двойка" оставалась самым многочисленным, основным немецким танком. На июнь 41 года, их было 1074 штук. Из них 825 на Восточном фронте.

Pz.Kpfw.II Ausf.D
Pz.Kpfw.II Ausf.D
-15

"Быстроходный танк". Попытка немного ускорить медлительную "двойку". Замена шасси на "тип Кристи", двигатель увеличенной мощности - до 180 л.с. И более высокая скорость. до 55 км/ч.
Но машина не пошла. Было сделано 200 штук. Из них 85 штук переделали в огнемётные танки. Из них 84 штуки попали на Восточный фронт в июне 41 года.

Pz.Kpfw.III Ausf.A
Pz.Kpfw.III Ausf.A
Pz.III Ausf.G
Pz.III Ausf.G

Лёгкий-средний танк. Машина создавалась для поддержки на поле боя "основных" Pz-II. Как командирский и артиллерийский танк. Но "двойка" в итоге быстро устарела. И "тройка" выдвинулась в лидеры.
15.4 тонный танк "А-версии", защищённый 15мм броней, с 37мм орудием, двигателем 250 л.с. и скоростью 35 км/ч, был слабее советских танков серии БТ.
Но последние, более многочисленные и заметно улучшенные серии "F" и "G", получили некоторый перевес над "БТшками".
Масса 19.8 или 20.3 тонны. Броня 20-37мм. Пушка 50мм, пробивавшая на 500 метров 43мм брони. Была улучшена и мобильность танка - 300 сильный мотор разгонял танк до 40 километров в час.
??
Хотя на испытаниях в НИИБТ полигоне, показала свыше 60 километров...?
1440 танков было в Вермахте на июнь 41 года. 966 из них было на Восточном фронте.

StuG III Ausf.B
StuG III Ausf.B

21-22 тонная машина. Достаточно серьёзно забронированная - 27-50мм броня. Мощное 75мм орудие. Аналог советских танковых пушек танков БТ-7А и Т-28-35. Бронепробитие - 45мм на 500 метров.
Машина разгонялась до 40 км/ч. По паспорту. В реальности бегала заметно быстрее.
Первоначальное предназначение - штурмовая САУ поддержки пехоты.
В противотанковые, она переквалифицировалась в 42 году. Но это другая история.
Примерно 340 машин, было в Вермахте на июнь 41 года. Воевали на Кипре, в Северной Африке и на Восточном фронте.

Pz.Kpfw.IV Ausf.D
Pz.Kpfw.IV Ausf.D

Первоначально создавался как "тяжёлый танк поддержки". В первых сериях считался тяжёлым танком. Впоследствии "съехал" в средние танки.
Вооружался таким-же орудием как и безбашенный "Артштурм".
При массе в 20-21 тонну, броне 20-30-50мм, был полностью аналогичен советским Т-28. При этом серьёзно уступая в вооружении Т-34 обр 40 года.
Двигатель в 300 л.с. Скорость до 42 км/ч.
517 танков было в Вермахте на июнь месяц 41 года. 439 из них было на Восточном фронте.

Pz.Kpfw.35(t)
Pz.Kpfw.35(t)

Чехословацкий "подарок" Вермахту.
11 тонн. 15-25мм броня. 37мм орудие и 120 сильный мотор, дававший танку скорость 35 км/ч. Машина по всем параметрам аналогичная советскому Т-26. Ну разве что была значительно надёжнее, не ломалась, не сбрасывала гусеницы...
Танк активно использовался как Вермахтом, так и армиями сателлитов.
Румыния имела 126 таких танков.
Болгария - не воевавшая на Восточном фронте - 36.
Словакия, отправившая незначительный контингент в помощь Гитлеровцам - 52 танка. Но о участии этих танков в "восточном походе" ничего неизвестно.
Германия имела на июнь 41 года - 187 таких машин.

PzKpfw 38(t)
PzKpfw 38(t)

Безусловно, один из лучших лёгких танков в конце 30-х годов. Чехи показали свой высочайший технологический уровень.
Машина вызвала огромный интерес, и имела гигантский экспортный потенциал. Но война всё порушила.
9.5 тонн. 37мм орудие. 15-25мм броня. Двигатель 126 л.с. и 42-47 км/ч скорость.
На июнь 41 года, Вермахт имел на вооружении 754 танка. Из них примерно 650 было на Восточном фронте.
Словакия получила от Германии 36 танков. Но об их участии в войне ничего неизвестно.

38M Toldi
38M Toldi

Венгерский бронетанк, производившийся по шведской лицензии. Повторявшей шведский танк Лансверк-60. 8.5 тонн. Броня 13мм. Вооружение - 20мм ПТР, пробивавшейй на 300 метрах 25-37мм брони. Скорость 50 км/ч. На июнь 41 года, успели сделать 85 таких "танков".

На вооружении Румынской армии, были французские Рено-35.
На вооружении Румынской армии, были французские Рено-35.

74 таких танка, Румыния получила перед войной с Советским Союзом. 41 машина была поставлена напрямую из Франции. А остальные были "интернированы" в составе польских частей, спасавшихся здесь от германского разгрома.
Все эти машины участвовали в боях за Одессу и даже доехали до Севастополя. но это уже другая история.
10.6 тонный лёгкий пехотный танк. Полностью собран из литых деталей 40мм толщины. 37мм ... даже не пушка, а скорее дробовик. Очень тихоходный - 25 км/ч.
Броня оказалась не так хороша как хотелось.

Carul de recunoastere R-1
Carul de recunoastere R-1

4.2 тонны, броня 8-10мм. Два пулемёта, один в башне один в корпусе. Скорость до 45 км/ч. Такая вот танкетка, аналог немецкого Pz-I и советских Т-37 и Т-38.
На начало войны, Румыния имела 35 таких машин.
Изумительной мощи и неподражаемой всесокрушимости...

PzKpfw17R 730(f)
PzKpfw17R 730(f)

Около 500 французских FT, "работало" в Вермахте учебными машинами и противопартизанским "средством". Часть башен, была снята и использована в укреплениях "Атлантического Вала" на побережье Ла Манша.

Panzerkampfwagen 35R 731 (f)
Panzerkampfwagen 35R 731 (f)

Французские трофейные танки R35, 10.6 тонны. Скорость в 22-25 км/ч. 37мм дробовик Пюто вместо пушки. И 40мм литая броня, качество которой оказалось не выше чем 20-25мм катаная...Около 800 таких танков досталось немцам. примерно 177 машин в 41 году начали переделывать в САУ. А ещё 200 танков, со снятыми башнями служили как артиллерийские тягачи и транспортёры переднего края.
То есть реально как танки, служили 420 машин.

Panzerjäger 35R
Panzerjäger 35R

47мм чешская противотанковая пушка на шасси танка R-35. Переделки были начаты в мае 41 года. И на 22 июня, в строю были первые 50-60 машин из 174 заказанных.
Впрочем самоходка показала низкую надёжность. И исчезла из боевых частей к концу года.

Panzerkampfwagen 35H 734(f)
Panzerkampfwagen 35H 734(f)

Тот самый "песочный маус" из известной игры.
12-12.8 тонный танк, целиком из литой стали. Качество оказалось ниже ожидаемого. Танк был таким же "сокровищем" что и вышепомянутый Рено. Разве что чуть быстроходней - 27-36 км/ч.
Около 600 таких машин досталось Вермахту. И в ходе войны их или раздавали союзникам, или переделывали во всякое разное. Как танки использовали крайне ограниченно. Тем не менее засчитаны. Для полноты корзины.

Pz.Kpfw. S35 739 (f)
Pz.Kpfw. S35 739 (f)

19.5 тонн. Броня 36-46мм. Из той самой литой стали. Прочность которой добавочно снижали многочисленные лючки.
47мм орудие было значительно лучше плевательницы Пюто на предыдущих танках. 190 сильный двигатель и 37 км/ч, делали танк "кавалерийской машиной поддержки". 47мм пушка с бронепробитием 40мм на 500 метров, делала танк неплохим противотанковым средством.
Германия имела 297 таких танков на июнь 41 года. Часть из них побывала и в Советском Союзе.

D-2
D-2
Pz.Kpfw. B2 (Flamm)
Pz.Kpfw. B2 (Flamm)

Французские толстоброники - D1 и D2, а также Char B1, не заинтересовали Вермахт. Танки совершенно не соответствовали параметрам немецкой тактики.
D1 сразу ушёл в утиль. D2 в количестве 21 штуки служил учебным пособием - как не надо делать танки. А 170 штук B1 в разных вариантах, ожидали судьбоносного решения - в утиль? Или одно из двух?
В результате к маю 1941 года, немцы наконец определились, и решили переделать их в огнемётные машины. Станковый огнемёт занимал место 75мм орудия в лобовом листе.
К июню 41 года, успели переделать 22-24 машины. Которые вскоре пошли на фронт.

Lorraine 37L
Lorraine 37L

Французский БТР- транспортёр боеприпасов- артиллерийский тягач. Вермахт содержал 330 машин, которые использовал как бронированные арт.тягачи. И с 42 года началось переоборудование в САУ.
Масса 5.2 тонны. Броня 9-16мм. Десант 6 человек. Двигатель 70 л.с. и скорость 37 км/ч.
Машина сильно необычная. Даже для 30-х годов.

Sd.Kfz.250
Sd.Kfz.250

Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр.
Разработка машины началась в 38 году. А производство в 41.
В июне 41 было сдано первые серийные 36 машин.
Масса 5.8 тонн. Броня 8-13.5мм. 100 сильный мотор обеспечивал скорость в 65 км/ч. Десант 4 человека.

Sd.Kfz. 251
Sd.Kfz. 251

640 больших БТР, Вермахт успел поучить к июню 41 года.
9.1 тонны. 8-15мм брони под рикошетными углами. Два пулемёта и 10 автоматчиков с ПП Ерма-Фольмер.
Страшная сила... Особенно когда у противника нет достойных бронебойных средств. Даже ПТР...
100 сильный мотор разгонял высокопроходимую машину до 54 км/ч. Немного. Но на бездорожье, БТР уверенно обгонял колесные грузовики со всяким разным.

Вот собственно и всё, что Гитлер и Манштейн имели в наличии на 22 июня 41 года.
Если что-то пропустил можете смело напомнить. Впрочем мимо моего внимания прошли многочисленные Датские, Бельгийские, Норвежские и Голландские бронеклопы. Числом около сотни, а качеством не выше Pz-II.
Ах да!
Ещё была Финляндия с - примерно - 150-160 танками советского производства.
И Италия, которая вступила в войну в августе 41 года. То есть вне рамок статьи. Ну и что могли усилить 60 малых танков L6\40?

В следующем выпуске - бронебойные средства РККА и Вермахта.