К концу XIV века Руси окончательно удалось покончить с кочевниками. Но расцвет нашей страны явно не входил в планы Турции и в то время единого польско-литовского государства. Поддерживая и разжигая стремления крымского хана Девлет-Гирея (Герая) к захватническим походам, они направляли его стремления в сторону Руси.
Турция отправила для укрепления армии крымского хана 40 тысяч своих солдат, среди которых 7 тысяч составляли «непобедимые» янычары. В сторону Москвы двинулась огромная армия в 120 тысяч отборных воинов. Теперь дело шло не об уступке территорий. Встал вопрос о выживании государства. Через Девлет-Гирея Турция могла распространить своё господство и на Москву.
Подготовка наших войск
Хан не учёл одну «маленькую деталь» - характер русичей. После предыдущего набега крымчаков они не пали духом, а стали готовиться к новой неизбежной битве. Воевода Михаил Воротынский, руководивший охраной границ, получил из Москвы «наказ», предусматривавший один из двух вариантов действий армии в зависимости от того, какой дорогой пойдёт неприятель.
При его движении вдоль верховьев Оки – выдвигать русское войско к реке Жиздре. Если Девлет-Гирей решит заняться грабежом, организовывать на крымчаков засады. Рассчитывали на худшее развитие событий, поэтому большую часть армии расположили вблизи Оки. И было воинов всего около 20 тысяч.
Многотысячная орда подошла к реке 27 июля. Хан планировал переправу у Дракино и в районе пересечения Оки с Лопасней через Сенькин брод.
Первые бои
На броде оборону держали всего 200 воинов. Были это «боярские дети». Говоря современным языком, сыновья из самых богатых семей. Они приняли на себя удар самых мощных и сильных воинов авангарда, стократно превосходящих по численности. Погибли почти все, но не отступил никто!
Сильно потрёпанные после Сенькиного брода отряды «крымчаков» решили ждать основные силы у реки Пахры (что у современного Подольска). Пока же они перекрыли все пути в сторону Москвы. В это время хан отправил 2 тысячи воинов на наши основные позиции у Серпухова. Сметя в упорном бою полк Одоевского у Дракино, Девлет-Гирей отправился в сторону Москвы.
Битва до победы
Воротынский оказался «не робкого десятка». Собрав остатки людей с берега, он пустился в погоню за крымской ордой. В 15 км от Пахры у села Молоди передовые отряды воеводы Хворостинина догнали и разгромили идущих в арьергарде воинов Девлет-Гирея.
Хан был в ярости и бросил всю армию навстречу дерзкому русскому. В районе реки Рожая (современное название) Воротынский успел подготовить оборону с использованием гуляй-города. Именно туда заманил Хворостинин озлобленных крымчаков. В результате они втянулись в затяжную битву, к чему не были привычны.
К первому августа татары по-прежнему не смогли взять русских и понесли ощутимые потери. Но и осаждённые были на грани катастрофы. При большом числе раненых закончилась вода.
Возникла нужда в неожиданных решениях. И они нашлись у обеих сторон. Хан спешил конницу и бросил её в атаку вместе с янычарами. В разгар боя Воротынский скрытно вывел один полк, обошёл с ними крымчаков и ударил с тыла. В этот же момент все, кто мог держать оружие из воинов Хворостинина, рванули вперёд из-за стен гуляй-города.
Получив удар с двух сторон, крымчаки вместе с турками пустились в бега. В бою захватчики потеряли всех янычар, массу высокопоставленных сановников и рядовых воинов. Сумели пленить даже родственников хана. Погоня продолжалась до переправы, где наголову разбили ещё пять тысяч воинов.
Из желающих поживиться в русской земле 120 тысяч захватчиков в Крым вернулось не больше 10 тысяч. Сражение при Молоди переломило отношения России и Крымского ханства.
Более Крым не сделал ни единой попытки напасть на нашу страну. А в 1783 году был присоединён к владениям Российской империи.
Ваши комментарии приветствуются. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки