Сегодня, лазая на просторах интернета я наткнулась на статью под названием «10 фактов о ВДНХ, которые должен знать каждый москвич». Мне стало любопытно, что же это за факты. Статья оказалась достаточно интересной.
Здравствуй, дорогой читатель! Приветствую тебя на моём канале «О Москве с любовью».
Ниже приведены те самые интересные факты.
А сколько фактов знал ты?
1. С чего все начиналось
1939 год — начальная точка отсчета в истории ВДНХ. В этом году проводилась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, на которую съехалось более 3,5 млн советских тружеников. Выставочный городок с 250 павильонами, аллеями, прудами и фонтанами появился по проекту архитектора Вячеслава Олторжевского.
2. Почему 16
Золотые женские скульптуры, которые окружают фонтан «Дружба народов», символизируют собой республики, входившие в состав Союза. Всего скульптур 16, в то время как самих республик было 15. Объясняется это тем, что во времена создания фонтана существовала еще и Карело-Финская республика (ее олицетворяет девушка с елочкой), которую впоследствии преобразовали в автономию.
3. ВВЦ — Волостной выездной цирк
По иронии судьбы в XIX веке на месте нынешнего выставочного центра давал представления цирк. Жителям он был известен как Волостной выездной цирк, то есть ВВЦ. В народе ходила поговорка: «К нам приехал ВВЦ, будет праздник на крыльце». В 1917 году цирк был сожжен красногвардейцами. А в 1990-х ВДНХ переименовали в ВВЦ — Всероссийский выставочный центр.
4. Крест на планировке
Довольно популярна версия о том, что планировка комплекса ВСХВ, созданная архитектором Вячеславом Олторжевским, несла символично-мистический характер. На генеральном плане первоначальной ВСХВ можно увидеть православный крест. Площадь Механизации в центре креста представляет собой миниатюрную солнечную систему, вокруг которой расположены девять планет — павильонов. А так и не установленный здесь памятник Ленину должен был символизировать солнце.
5. Бункер на ВДНХ
Под Домом дружбы народов находится бункер, сохранившийся с советских времен. Вместимость его составляет 300 человек; в состоянии готовности он содержит все необходимое для проживания в течение двух суток. За все время существования бункера им ни разу не пришлось воспользоваться по назначению. На поверхность из бункера ведет подземный ход, который заканчивается под скульптурой Ленина, установленной перед павильоном.
6. Девятитонный сноп
70-тонная скульптура «Тракторист и колхозница» всего за несколько дней была поднята по частям на 50-метровую башню Главного павильона. Однако сноп весом 9 тонн поднять было невозможно ничем. За два дня был изготовлен аналог снопа из дерева, чтобы успеть установить скульптуру в срок.
7. ВСХВ и Вторая мировая война
В 1941 году выставку пришлось закрыть из-за вторжения в страну немецких войск. Сотрудники выставки были мобилизованы, а на месте выставочных залов оборудованы цеха, склады и казармы. Многие здания пострадали из-за регулярных бомбежек, а остальные — разграблены и испортились от времени. В 1947 году было принято решение заново отстроить огромный комплекс. 1 августа 1954 года ВСВХ снова начала функционировать.
8. Плачущая беседка
Нередко, особенно в ночное время, из высоченной ажурной беседки перед главным входом в павильон «Культура» раздаются пугающие звуки, похожие на человеческий плач. Форма конструкции и ее ажурное завершение позволяют ветру гулять между отверстиями и колоннами, как в трубах органа, и пугать прохожих звуками.
9. Рабочий и колхозница
Скульптуру «Рабочий и колхозница» изначально планировали установить в Рыбинске. Но после триумфа скульптуры на Парижской выставке 1935 года ее было решено перенести в Москву.
10. Самолет ЯК-42
В 1981 году этот самолет пополнил коллекцию экспонатов на ВДНХ. Ранее, в 1979-м, он был участником Парижского авиашоу, а немного позже на нем установили рекорд по дальности беспосадочного полета.
История ВДНХ
Решение строить Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ) приняли на Втором Всесоюзном съезде колхозников-ударников. Она должна была открыться к 20-летию советской власти на 100 дней. Идея Выставки была призвана обеспечить красивую агитационную картинку и представить некую перспективу, которая должна была стать ориентиром для всех трудящихся страны.
Практически сразу Моссовет и Наркомзем приступили к выбору места для выставки. Вариантов было несколько, но остановились на участке земли возле Ярославского шоссе к востоку от усадьбы Останкино. Он был достаточно ровным и просторным, к тому же на нем почти не было жилых построек. Подвести коммуникации и общественный транспорт труда не составляло. Главным архитектором выставки был назначен Вячеслав Константинович Олтаржевский, что вызвало в профессиональной среде некоторое удивление. Во-первых, он не входил в число советских архитекторов первого ряда, а во-вторых, только что приехал из-за границы, где провел более десяти лет. Но причины у такого выбора всё же были, причем достаточно весомые.
Вячеслав Олтаржевский оказался в США в середине 1920-х. До революции он с отличием окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, стажировался в Вене у знаменитого архитектора Отто Вагнера, участвовал в строительстве таких известных зданий, как Киевский вокзал, Купеческий клуб (ныне театр Ленком), квартал зданий Северного страхового общества на Ильинке. Построил несколько доходных домов. С началом Первой мировой был мобилизован и служил в железнодорожном ведомстве в качестве военного инженера. В 1922–1923 годах Олтаржевский работал заместителем Алексея Щусева — главного архитектора первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве, которая располагалась на территории современного ЦПКиО имени Горького. А в 1924 году уехал в Америку. Там он выучил язык, экстерном окончил Нью-Йоркский университет (хотя ему было под пятьдесят!) и сумел устроиться на работу в мастерскую знаменитого Харви Корбетта, а через некоторое время стал его компаньоном. Фирма специализировалась на строительстве небоскребов, и Олтаржевский стал едва ли не первым российским архитектором, освоившим проектирование высотных зданий. Он был весьма успешен: стал членом Американского института архитекторов, получил американское гражданство, преподавал в Колумбийском университете, построил несколько запоминающихся зданий, например многоэтажный отель-курорт «Королевские сосны» в Нью-Джерси. Участвовал в нескольких конкурсах в Париже, где брал первые премии. Возвращаться он не собирался, но связи с коллегами в СССР не терял.
В 1934 году в США прибыла делегация видных советских архитекторов — Борис Иофан, Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх. Официально эта миссия именовалась комиссией Дворца Советов, а цель поездки заключалась в ознакомлении с опытом высотного строительства, поскольку Америка считалась мировым лидером в этом вопросе. Но была и вторая негласная цель — попытаться уговорить специалистов из эмигрантской среды к возвращению на родину. Одним из первых кандидатов был Олтаржевский. Коллеги встретились, поговорили. Из-за Великой депрессии заказов было мало, а на родине Вячеславу Константиновичу предложили грандиозные возможности и участие в амбициозных стройках первых пятилеток. И, видимо, гарантии безопасности. Поразмыслив и посоветовавшись со старшим братом, который тоже был архитектором и эмигрантом, но к этому времени уже вернулся в Москву, Вячеслав Константинович согласился.
Компетентные органы сделали вид, что он был в командировке, а его американское гражданство списали на то, что иначе он не смог бы получить лицензию. И практически сразу Олтаржевский был назначен на должность главного архитектора ВСХВ. Тем более что опыт участия в подобных проектах у него был. Получилось даже логично: поскольку сам Щусев (главный архитектор выставки 1922–1923 годов) был в это время занят на строительстве гостиницы «Москва», место главного занял его заместитель по тому проекту, хорошо знакомый с передовым мировым опытом.
Строительство началось во второй половине 1935 года.. Здания из типовых деревянных деталей возводили медленно. Но к июлю 1937-го уже были готовы павильоны Белоруссии, Украины, общий павильон закавказских республик, Татарии, Туркмении, механизации, Главный павильон, павильон свеклы, овощей и др. Но открытие все же пришлось перенести на год, поскольку успеть к юбилею советской власти не удалось. Временные деревянные павильоны, рассчитанные всего лишь на 100 дней, переделывались так, чтобы они смогли простоять пять лет (позднее этот срок будет увеличен до бесконечности). Одновременно устранялись следы модернизма. И к назначенному сроку снова не успели, и озвучили новую дату открытия — 1 августа 1939 года.
13 июня 1938 года Олтаржевский был уволен с должности главного архитектора, а 11 июля арестован по обвинению в участии «в антисоветской вредительской организации, которая ставила задачу сорвать правительственные сроки открытия выставки». Ему дали 15 лет и отправили на шахту «Капитальная № 1» в Воркуту. Об открытии выставки он узнал из пропагандистского киножурнала, который иногда показывали заключенным. Вячеславу Константиновичу посчастливилось выжить в лагерях и в конце войны его выпустили из мест заключения, хотя реабилитировали только в 1956-м. Он еще примет участие в строительстве московских высоток, напишет несколько монументальных трудов по теории архитектуры, но к выставке, которая сыграла в его судьбе такую страшную роль, уже никогда отношения иметь не будет. Согласно семейному преданию, он даже никогда на нее не заходил, хотя дружил с многолетним директором ВСХВ и Ботанического сада Николаем Цициным. Фамилия Олтаржевского была надолго вычеркнута из летописи выставки, в советское время его даже не упоминали в официальных документах. Только благодаря работам историков ВДНХ и прежде всего Павла Нефедова о его роли стало известно широкой публике.
В июле 1938 года с выставки «Экспо-37» в Париже привезли скульптуру Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Менее чем за месяц монумент смонтировали на подъездной аллее к Главному входу ВСХВ. Скульптуру вместо оригинального 34-метрового павильона-постамента, как в Париже, установили на 10-метровый куб, что существенно исказило общий архитектурный облик монумента.
Среди построенных к этому времени павильонов часть была реконструирована, усовершенствована, дополнена новыми архитектурными изысками. Выставочные павильоны стали отображать наиболее характерные черты национального стиля каждой из союзных республик, а также регионов РСФСР. Забытый и неприметный пустырь северо-восточной границы Москвы превратился в уникальный выставочный город, где на 136 га были представлены 52 не похожих друг на друга павильона и еще 200 различных строений.
1 августа 1939 года Всесоюзная сельскохозяйственная выставка была наконец торжественно открыта. На церемонии присутствовали 10 тыс. человек, а в первые 85 дней работы ВСХВ увидели более 3,5 млн посетителей.
Выставка стала привычным местом отдыха москвичей и туристов. Она продолжала работать практически без изменений вплоть до немецкого вторжения в СССР.
1 июля 1941 года по распоряжению Совета народных комиссаров СССР Выставку закрыли. Весь скот, представленный колхозами и совхозами для показа на ВСХВ, был оперативно вывезен. Остальное — уникальное собрание библиотеки ВСХВ, фотолабораторию и архив — эвакуировали в Челябинск. Павильоны законсервировали. Из персонала остались лишь люди для охраны и обслуживания оставшихся экспонатов. Другие сотрудники Выставки ушли на фронт. Погибли 127 из 260 работников Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, ушедших в народное ополчение 13-й Ростокинской дивизии. 10 июля 2019 года на ВДНХ в их честь открыт монумент.
На базе производственно-технических мастерских ВСХВ разместили цеха военно-ремонтного завода №20. За один день на его конвейерах собирали до 60 мотоциклов для фронта. Почти весь жилой фонд ВСХВ во время ВОВ был занят рабочими и служащими военно-оборонных предприятий.
В 1948 году Совет министров принял решение возродить ВСХВ к 1950 году. Но реконструкция заняла не два года, а шесть. Открытие состоялось лишь в 1954 году. К этому времени территория Выставки выросла до 207 га.
Появилось несколько фонтанов: «Дружба народов», «Каменный цветок» и «Золотой колос». Построена пятикилометровая магистраль с троллейбусным движением. Большинство павильонов перестроили. Изменилась планировочная структура Выставки, поэтому переместился Главный вход. Трехпролетная триумфальная арка, которая раньше была Главным входом, теперь стала называться Северным. В качестве нового Главного входа архитектор Иннокентий Мельчаков построил еще более монументальную пятипролетную триумфальную арку. Сверху на арку входа поставили скульптуру «Тракторист и колхозница», но вместо серпа и молота они держали большой сноп колосьев.
Главный павильон был полностью перестроен в виде здания со шпилем. Павильон Московской, Рязанской и Тульской областей реконструировали по проекту архитектора Д. Чечулина: здание приобрело более строгий вид, а устремленная в небо 52-метровая башня, увенчанная звездой, придала ему легкость и возвышенность.
Павильон «Украинская ССР» к 1954 году в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией был увенчан шпилем в виде золотого снопа. Павильон Белоруссии снесен, и на его месте построен новый, окруженный открытой колоннадой и завершенный ротондой со скульптурой «Родина-мать», которая символизирует благодарность воинам Советского Союза за спасение в Великой Отечественной войне.
Легкий, открытый, конструктивистский эллинг павильона «Механизация» дополнили купольным залом и тяжелым монументальным фасадом.
В 1958 году окрыленный полученным гран-при за архитектуру советского павильона в Брюсселе Никита Хрущев подписал договор с Эйзенхауэром об обмене выставками между СССР и США.
Американская выставка в Москве должна была проходить с 25 июля 1959 года в течение шести недель. Одновременно в нью-йоркском «Колизее» планировалась советская выставка.
Сельскохозяйственная выставка, цель которой была убедить население СССР в успехах колхозов, стала выставкой потребительских товаров, первоначально адресованной не столько москвичам, сколько вице-президенту США Ричарду Никсону. Однако на него Выставка не произвела впечатления. Проезжая по ВДНХ в открытом лимузине, он улыбался и приветственно махал рукой. А затем отправил Эйзенхауэру секретную телеграмму, в которой было всего два слова: «Ничего выдающегося».
В 1960-е сельскохозяйственная тематика стала уступать промышленной. Было решено отказаться от павильонов республик, которые переименовали и перепрофилировали. Так «Литва» стала «Химией», «Латвия» — «Физикой», «Белоруссия» — «Электротехникой», «Молдавия» — «Стандартами», «Казахстан» — «Металлургией», «Армения» — «Здоровьем», «Украина» — «Земледелием» и т. д. Павильоны перестраивались, хотя некоторые сохраняли свою национальную стилистику. Особую роль приобрела тема покорения космоса, которая стала в это время символом превосходства социалистического пути развития. Павильон «Механизация» стал называться «Космосом», в нем были выставлены луноходы, спускаемый аппарат и подлинные вещи космонавтов. А на месте, где ранее стоял памятник Сталину, появилась ракета-носитель «Восток».
В 1963 году Совет министров принял постановление «О перестройке работы ВДНХ СССР». Выставка становилась круглогодичной.
В 1966 году построили павильон для Международной выставки сельскохозяйственных машин, позднее ставший «Химической промышленностью». Это было уже современное архитектурное сооружение, хотя и не вполне оригинальное — критики отмечали влияние классика модернизма Миса ван дер Роэ.
В 1967 году к 50-летию Октябрьской революции возвели павильон «Товары народного потребления», тоже современное и неоригинальное здание. В этом же году появился павильон «Газовая промышленность», содержащий очевидную отсылку к знаменитому шедевру Ле Корбюзье — капелле Роншан. Самым заметным прибавлением к модернистской части Выставки стал огромный павильон СССР, привезенный с Монреальской выставки 1967 года и смонтированный на добавленной к Выставке территории.
С каждым годом экспозиции приобретали все более интересные и впечатляющие формы. Тысячи экспонатов заполняли новые павильоны. В 1971 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Выставки орденом Красного Знамени. Отныне на всех официальных документах значилось «Ордена Трудового Красного Знамени Выставка достижений народного хозяйства СССР».
В семидесятые годы один из членов брежневского политбюро посетил Чехословакию. Его привезли в ресторан. Там на дюжину киноэкранов одновременно проецировались цветные изображения: пальмы, подводный мир и виды Земли из космоса.
Об увиденном доложили Брежневу. Генсек потребовал соорудить нечто подобное в Москве, придав новому проекту «яркое социалистическое начало». В качестве места появления первого советского полиэкранного зрелища под названием «Мы — советский народ» выбрали павильон «Центральный» на ВДНХ. А осуществить проект должны были специалисты из Чехословакии. За достаточно короткий промежуток времени в круглом зале павильона «Центральный» были смонтированы несколько десятков автоматических диапроекторов и управляющий ими компьютер. При участии советских консультантов-идеологов написали и утвердили сценарий с типовыми фразами и лозунгами дикторского текста, собрали тысячи негативов и слайдов в московских архивах, произвели досъемки и озвучили фильм. На премьеру прибыл и Брежнев.
В 1988 году ВДНХ была переведена на хозрасчет, а затем и вовсе лишилась государственного финансирования. Предстояло выживать самостоятельно, искать новые источники финансовой поддержки.
Руководство приняло решение о сдаче павильонов и других полезных площадей в аренду. Получив в аренду павильоны с живыми экспозициями, некоторые арендаторы тут же освобождали от них полученную «полезную» площадь, превращая их в точки продажи ширпотреба и даже склады. Под уничтожение попали экспозиции павильонов «Центральный», «Культура» (бывшего «Узбекская ССР») и другие. Даже в ресторане «Золотой колос», который в советское время считался одним из самых престижных наряду с «Прагой» и «Москвой», организовали складское помещение.
В 1992 году ВДНХ СССР была переименована в акционерное общество «ГАО ВВЦ». Позже эту эпоху в народе окрестили «эпохой Всероссийской шашлычной».
К 1994 году в павильонах ВВЦ были закрыты практически все экспозиции, за исключением разве что павильонов отраслей животноводства. Да и те к первой половине 2000-х были ликвидированы. Нетронутым остался тогда лишь парк аттракционов.
Некоторые павильоны сохранить так и не удалось. В 2005 году пожар уничтожил памятник архитектуры — павильон «Охота и звероводство», а в 2011 году сгорел и павильон с уникальными росписями В.А. Фаворского «Ветеринария».
В начале 2000-х руководство ВВЦ захотело изменений. Решено было развивать выставочное направление. В 2009 году в дополнение к трем выставочным павильонам (№20, 57 и 69) открылся мультимедийный павильон №75 («МосЭкспо»). Он отвечал всем современным требованиям выставочного комплекса международного уровня. Павильон стал центром проведения международных мероприятий и собственных выставочно-конгрессных проектов, которые демонстрировали новейшие технологии в области здравоохранения, инноваций, энерго- и ресурсосбережений.
Параллельно стало развиваться международное сотрудничество со странами — республиками бывшего Советского Союза. В республиканских павильонах можно было купить все что угодно, произведенное в этих странах. В 2002 году принято решение Совета глав государств СНГ о создании на базе ВВЦ постоянно действующих выставок государств — участников СНГ. В 2010–2011 годах Правительство России приступило к заключению ряда межправительственных соглашений об организации на территории комплекса торгово-выставочных павильонов республик, принявших приглашение к сотрудничеству.
Тем временем в Правительство Российской Федерации — основному владельцу акций ОАО «ГАО ВВЦ» — и в Правительство Москвы (обладателю 30% пакета акций) десятками в год поступали предложения и концепции от частных инвесторов о том, что следует сделать на территории Выставки. Восстановление комплекса было не в приоритете. Проекты предполагали в том числе и строительство до 500 000 кв. м жилой недвижимости. По состоянию на ноябрь 2013 года около 30% земель и объектов ВВЦ уже находились в частной собственности.
Возрождение ВДНХ началось в конце 2013 года, когда Президент России Владимир Путин передал уникальный выставочный комплекс Правительству Москвы. Проект возрождения возглавил Мэр Москвы Сергей Собянин. По его инициативе было объявлено голосование за возвращение Выставке исторического названия — ВДНХ. Инициативу поддержали 90% участников.
Весной 2014 года на ВДНХ были проведены противоаварийные работы в павильонах — спасены от разрушения более 50 исторических павильонов и объектов, снесены и ликвидированы торговые точки, вывезены тонны мусора. На территории более 125 га обустроены новые газоны.
В 2015 году открылись новые пространства — центр океанографии и морской биологии «Москвариум», исторический парк «Россия — моя история», развлекательно-образовательный центр «Городская ферма», «Робостанция» и другие.
В 2016 году Выставка пополнилась павильоном «Умный город», открылся Парк ремесел.
В 2017 году начался второй этап возрождения — масштабная реконструкция и благоустройство территории. Завершена модернизация инженерных сетей, обновлено более 130 км инженерных коммуникаций, проложено 20 км новых труб. В рамках программы «Чистое небо» под землю спрятано 26,9 км проводов.
К лету 2018-го завершились масштабные работы по благоустройству Центральной аллеи. Здесь снова заработал отреставрированный комплекс 14 фонтанов в восьмигранных чашах, облицованных красным гранитом. Все работы проводились в строгом соответствии с проектом 1954 года.
Также значимыми событиями 2018 года стали появление крупнейшего в современной России космического музейного комплекса — центра «Космонавтика и авиация» в отреставрированном павильоне «Космос», образовательно-досугового комплекса «Техноград», в котором можно освоить более 40 специальностей, флагманского Дворца госуслуг «Мои документы» в отреставрированном павильоне №71 «Атомная энергия». Отреставрирован и запущен впервые за последние 30 лет фонтан «Золотой колос».
В 2019 году Главная выставка страны отметила 80-летие. В юбилейном сезоне для гостей приготовили более 100 праздничных событий: фестивали, концерты, выставки, а еще открытие после реставрации исторических павильонов, новых культурных, образовательных и спортивных пространств.
2019-й год стал годом новых открытий. В январе в обновленном павильоне №9 «Юные техники» открылся Театр сказок, в феврале в специально переоборудованном здании №317 расположились мастерские и арт-резиденции музея «Гараж», в апреле в павильоне №13 «Здравоохранение» (бывшем «Армянская ССР») открыт Музей Востока.
В день 80-летия Выставки — 1 августа — в правом крыле Главного входа открылся Музей ВДНХ. В нем можно узнать, как на протяжении разных эпох создавалась и работала Главная выставка страны, как формировался ее ансамбль и менялось содержание.
К осени 2019 года отреставрированы 20 из 49 объектов культурного наследия. В 14 из них завершена комплексная научная реставрация: это арка Северного входа, павильоны №13 «Здравоохранение» (бывший «Армянская ССР»), №34 «Космос», №58 «Земледелие» (бывший «Украинская ССР»), №18 «Белорусская ССР», №62 «Охрана природы», №84 «Дом культуры», №71 «Атомная энергия», фонтаны «Золотой колос», «Дружба народов», «Каменный цветок» и комплекс из 14 фонтанов Центральной аллеи, памятник В.И. Ленину и система цветочных партеров.
||| И на десерт еще немного интересных фактов из истории ВДНХ.
1. Чудо инженерной мысли
Перед открытием Выставки в 1939 году архитекторы готовились воздвигнуть статую «Тракторист и колхозница» на 50-метровую башню Главного павильона. Статуя из бетона весила 70 тонн. Установить ее на деревянную башню было невозможно. Но строители этого добились. Они соорудили железобетонный фундамент, на который поставили металлический каркас для усиления башни. За десять дней до открытия Выставки «Тракториста и колхозницу» начали поднимать. Статуя состояла из отдельных элементов ног, туловища, рук, голов и снопа. И тут выяснилось, что кран грузоподъемностью 6 тонн не в состоянии поднять сноп весом 9 тонн. В итоге фактически за два дня изготовили новый сноп — точно такой же, но из дерева.
2. «Свинарка и пастух»
В 1941 году режиссер Иван Пырьев снимал кино «Свинарка и пастух», ставший потом культовым. Фильм рисовал идиллические картины изобилия, процветания и дружного труда советских граждан на благо Родины. Главные герои встречаются на Выставке, влюбляются друг в друга и договариваются встретиться здесь ровно через год. Лучшую площадку для съемок, чем ВСХВ, трудно было найти. И режиссер Иван Пырьев приехал со своей съемочной группой на закрытую в период войны Выставку. Главные сцены сняты на площади Колхозов (позже Дружбы Народов), в павильоне «Свиноводство», в теплице павильона «Грузинская ССР» и в других местах ВСХВ.
3. Героические страницы истории
С мая по июль 1942 года на запрудной территории ВСХВ проводилась подготовка истребительного мотострелкового полка НКВД к ведению боевых действий в прифронтовой полосе и за линией фронта. В конце июля 1942 года эти подразделения отправились в действующие части армии. Бойцы полка истребили в тылу врага 4838 фашистов. В результате 121 человек награжден орденами и медалями, 82 представлено к награде.
4. Памятник Сталину
После войны Выставку решили возрождать. Один из проектов реконструкции предполагал установку 30-метровой бронзовой статуи Иосифа Сталина в центре площади перед Главным павильоном. Пьедестал скульптуры и прилегающая к нему трибуна должны были быть сделаны из красного полированного гранита. Грандиозный проект не осуществился — в 1953 году, после смерти вождя, многие проекты, связанные с его именем, были ликвидированы. А открытие обновленной Выставки состоялось в 1954 году.
5. Пожар
В 90-е годы павильоны Выставки использовали варварским образом, а выставочная работа фактически прекратилась. Несмотря на это, удалось сохранить большую часть архитектурного комплекса. И «помог» этому пожар, который случился весной 1993 года на площади Дружбы Народов в павильоне «Профтехобразование». Сразу после пожара на государственную охрану поставили 49 павильонов и сооружений, каскад искусственных прудов со всей прилегающей территорией, Мичуринский сад, Дубовую рощу, Каштановую рощу и цветочные партеры. В 1994 году список рекомендовали увеличить еще на 35 объектов.
6. Одежда для «Рабочего и колхозницы»
В 1998 году никому не известная швейная фирма изготовила комбинезон и сарафан 540-го размера цветов российского флага. В них одели знаменитую статую «Рабочий и колхозница». Рядом со скульптурой растянули транспарант: «Одели рабочего, одели колхозницу и вас оденем оптом и в розницу!» Эта возмутительная реклама не продержалась долго. Мэр Москвы Юрий Лужков выразил свое крайнее неудовольствие, и всего за три часа «одежду» со скульптуры сняли.
Спасибо, что дочитали до конца!