Произведение «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова до сих пор хранит множество загадок для литературного мира, и это, наверное — неспроста. Поэтому хотелось бы разобраться, при чем здесь Евангелие и Сатана. Какую роль играют библейские мотивы, и нужно ли знать Священное Писание, чтобы понимать этот роман? Как Фауст повлиял на Булгакова, и существует ли “нехорошая квартира” №50?
А теперь, попытаемся окунуться в этот уникальный мистический мир, созданный гениальным писателем...
«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»
Этот эпиграф открывает историю романа о Мастере и Маргарите. Здесь вступление играет главную роль в сюжете для раскрытия образов персонажей. Однако начнем с того, что это произведение должно было печататься под другими названиями:
«Черный маг»
«Черный богослов»
«Князь тьмы»
«Копыто инженера»
«Копыто консультанта»
«Жонглер с копытом»
Заметили, к какой “черной” тематике прибегает Михаил Афанасьевич? Эпиграф, конечно же, о Воланде — таинственном интеллигенте, духе зла и покровителе теней. Или просто — о Дьяволе.
Крылатая фраза из не менее знаменитой драмы Гёте «Фауст», прежде всего, о Воланде или Фаланде (так называли чёрта в старинной немецкой литературе). Именно с помощью “проделок” черного мага Берлиоз лишается головы, вся Москва подвергается иллюзиям, Маргарита становится ведьмой и королевой бала, а Мастер обретает желанный покой.
Да, именно Воланд помогает Мастеру вернуть роман, наказывает обывателей Москвы за бездуховность и в целом обличает пороки общества :
Ну что же, — задумчиво отозвался тот, — они— люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было...
Воланд противится своей природе, демонической сущности, и как бы ненароком, желая зла, всё же справедливо судит людей и помогает обрести то, что каждый из героев заслуживает.
Именно Сатана в произведении спорит с Берлиозом, говорит о трудах Канта о существовании Иисуса. Он приводит «седьмое доказательство» с помощью истории об Иешуа Га-Ноцри, утверждая, что сам присутствовал при разговоре “исторических” личностей. В Дьяволе булгаковского романа есть два начала — он непонятен, но притягателен, неоднозначен и всё же справедлив:
Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
Библейские мотивы
«Опять голгофнику оплеванному предпочитают Варавву?»
(В.В. Маяковский).
Сюжетная линия с Иешуа Га-Ноцри — это вольное переложение евангельских мотивов, что соответствует названию апокрифа. Михаил Булгаков — представитель настоящей интеллигенции, его отец был профессором Киевской духовной академии, поэтому писатель с раннего детства знал Библию. Утверждать, что Михаил Афанасьевич в своём произведении хотел высмеять религию значит — более чем неуважительно относиться к его творчеству.
Булгаков писал для просвещенных людей, знающих священный текст. Для тех, кто могли отличить апокриф от Евангелия и понять его истинный смысл. Иешуа Га-Ноцри — не прототип бога, а обычный бродячий философ. Он не пытается проповедовать и доказывать людям истину, так как желает только добра окружающим, в то время как его отвергают. Иешуа Га-Ноцри — не мессия, он жертва власти: «Злых людей нет на свете, есть люди несчастливые».
В романе так же значительны и детали
Например, ласточка, которая влетает в комнату, где разговаривали Иешуа и Понтий Пилат. Здесь спрятан символ. Ласточка — это олицетворение мира в христианстве, а также — воплощение Христа, воскрешение. Она символизирует молящихся и их жажду духовной жизни, что в какой-то степени и определяет фигуру Га-Ноцри.
А как же Иуда? Да, он в произведении также является вечным образом предательства, однако есть и различия. Например, в Священном Писании Иуда некрасив, безобразен — в то время как в романе он предстает молодым привлекательным человеком, которого впоследствии наказал Синедрион. Герой готов пойти на все ради достижения своей цели, эгоистичен.
Бегемот
Этот герой хоть и кажется на первый взгляд сатирическим, но на самом деле — он более чем драматичен и сложен.
Булгаков, очевидно, ссылался на христианскую мифологию, иудаизм, где Бегемот — это демон чревоугодия и плотских желаний, один из падших ангелов. В романе черный кот — крупный, человеческого размера, ест всё подряд и остроумно парирует замечания окружающих.
«Нехорошие квартиры» во времена СССР
Роман был написан в эпоху жесточайшей цензуры, поэтому М.А.Булгакову пришлось тщательно прятать проблемы своей страны буквально между словами текста. Ужасы СССР своевольно существуют в романе, ведь до сих пор неизвестно, отчего в нехорошей квартире пропадали люди. Автор предоставляет нам возможность догадаться самим…
Предположу, что существует и возможный прообраз той сверхъестественной квартиры № 50, где жил сам дьявол!
По мнению искусствоведа Марины Колотило, то мистическое место действительно существовало, только в Санкт-Петербурге в Толстовском доме (дом графа М.П.Толстого). Житель квартиры № 60, знаменитый востоковед Д.М.Позднеев, был расстрелян и арестован в 1937 году, однако неизвестно по каким причинам. В книге написано:
В суровые годы великого террора 1 октября 1937 года из квартиры исчез житель — консультант Ленинградского музея и внештатный консультант штаба РККА по дальневосточным вопросам. Он никогда больше не вернулся… его расстреляли через месяц после исчезновения из нехорошей квартиры.
Однако всё же нельзя соотносить историю персонажей Булгакова и историю реальных людей, тем более, это всего лишь городская легенда.
Здесь только малая часть, крупица достояния русской литературы, булгаковского бесценного труда «Мастер и Маргарита». Конечно, стоило бы подробнее рассказать о сюжете произведения, пояснить за другие отсылки, однако это совсем другая история…
И помните, Аннушка уже разлила масло!
📝 Автор Лиана Сулейманова
Почта для связи с Лианой: kudiliachan@yandex.ru
#писатели #личное мнение
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить крутые и важные тексты 💜