Мой близкий друг 20 лет руководил малым бизнесом. Он не был владельцем, его пригласили на должность директора по найму. За этот срок он помог компании заключить 90% всех сделок. Также его заслугой был поиск оптовиков, которые забирали весь объем производства. Фирма работала практически без остатков на максимуме «под заказ».
О смене владельцев
В какой-то момент бизнес выкупили новые хозяева. Была разработана другая стратегия, ассортимент и план продаж. Новым директором становится один из владельцев. Признавая заслуги опытного старожила, его оставляют в должности коммерческого директора. Как говорится, чтобы не обидно было.
Формируется новый отдел продаж, молодые ребята, менеджеры, находят новых клиентов для компании. Конечно, иногда работают уже с теми, кто был найден коммерческим, но все спорные ситуации удается решать без конфликтов.
Новый директор сразу берёт инициативу в свои руки. Каждый день сидит на работе, решает все вопросы, вникает во все процессы и отдаёт распоряжения. Коммерческого окончательно оттесняют в область продаж.
О возвращении полномочий и увольнении
Молодые менеджеры работают всё лучше и лучше. Клиентская база растёт. Вопросов, требующих пристального внимания становится меньше. Новый директор, получив свою порцию адреналина, постепенно перегорает. На работе появляется всё реже. Встаёт вопрос кого оставить за себя? Ответ, казалось бы, очевиден – коммерческого. У него есть все необходимые навыки. И вот опять компанией руководит мой друг, наёмный директор.
Проходит чуть меньше года и его увольняют. Причина – воровство. Подлог документов с некорректными ценами по закупке и продажам. Возвращается новый директор и владелец, снова берёт на себя работу.
Выясняется, что в продажах за время его отсутствия многое поменялось. Самые талантливые менеджеры уволены, остались средние. Ценные клиенты ушли из компании вместе с коммерческим. Вернуть их не удалось – они работали с моим другом по человеческим качествам, и им хотелось работать с ним, а не с этой фирмой. А сам он открыл другую фирму и утащил туда свои наработки.
Я его спросил: «Зачем ты так сделал?». Он сказал, у меня на них скопилась обида. Сперва отодвинули на второй план, а потом вообще выгнали. Я ему: «Так ты ж себе их клиентов забирал! Правильно сделали». Он посмеялся, сказал, что меня там не было, я бы тоже так поступил. Не думаю.
О выводах, которые я сделал
Конечно, новое руководство обелять не буду, меня действительно там не было и темной стороны этой истории я не вижу. Но и мой друг поступил, мягко говоря, некрасиво.
А что касается выводов, то, во-первых, нельзя уходить из бизнеса так, чтобы все рычаги управления оставались в руках наемного сотрудника. Не придётся потом обвинять его в том, что он не захотел зарабатывать вам деньги.
Во-вторых, распределять функции сотрудников тоже должны вы. Ваше присутствие должно ощущаться. Иначе зачем кому-то полностью вести ваш бизнес и оставлять себе за это только малую часть прибыли? Он заведёт себе своё дело.
В-третьих, когда эта ситуация уже произошла, стоит понять, как вы можете мотивировать ключевого сотрудника, чтобы не возник конфликт. А постепенно придётся снимать с него функции и брать их себе или передавать ещё кому-то.
Наконец, замечу, что «воровство» - очень субъективное понятие. Для владельца всё очевидно – взял чужое, значит вор. А на деле, именно хозяин и провоцирует кражу. Не следит за мотивацией сотрудника, не разговаривает с ним, почему-то считает, что для всех большая радость приносить ему деньги.
Это не так. Хороший хозяин бизнеса, как отец для своих сотрудников. Он должен понимать, чего они хотят и обучать их правилам поведения таким образом, чтобы они это запоминали. Если он это не делает, воровство, саботаж и плохая производительность – закономерный результат его безграмотности. Сотрудник, разумеется, тоже должен понимать границы своего поведения. И всё же, как известно, рыба гниет с головы.