- «Можно не придерживаться никакой религии, главное – быть человеком. Далай-лама».
- На сегодня все. Надеюсь, статья Вам понравилась. Ставьте лайк 👍 и подписывайтесь на канал, чтобы мы встречались чаще:) Здоровья, мира и добра Вам и Вашим близким!
- Отдельное спасибо тем, кто поддерживает канал. Счастья Вам! ❤️
Много разных мнений высказывается по поводу Храма всех религий, что находится на моей Родине, в Татарстане, в поселке Старое Аракчино на берегу Волги.
Это удивительное сооружение за последние годы успело стать чуть ли не главной достопримечательностью Казани, уступая лишь Кремлю с его мечетью Кул-Шариф.
Но тогда, когда мне впервые удалось посетить Вселенский храм, о нем мало кто знал, а внутрь данной постройки никого не впускали, вход в помещение был под большим запретом. А об экскурсиях и речи быть не могло.
Но я такой человек, что если очень сильно захочу, то могу пройти сквозь стены, как шутят мои друзья. И поэтому когда целенаправленно взяла курс на Храм всех религий, точно знала: пока не попаду внутрь, не покину его территорию.
С виду постройка напоминает терем или дворец, расписной, сказочный, с множеством красочных куполов, различных по форме и стилю. Именно таким я увидела его из окна поезда, когда подъезжала к родной Казани. Терем живо промелькнул и тут же исчез, как мираж в пустыне. Такой была наша первая встреча. С тех пор я мечтала посетить это неизвестное мне творение. Тем более в то время я работала журналистом в одном из известных московских издательств, и новая заметка об интересном сооружении была бы кстати.
«Восьмое чудо света» построил местный житель, известный целитель, художник, поэт, скульптор, архитектор Ильдар Ханов. Он возвел собор на собственном огороде рядом с домом, в котором родился и вырос.
В 2013 году Ильдар Ханов, к сожалению, покинул этот мир, и моя давняя мечта познакомиться с этим неординарным человеком так и осталась мечтой.
Сегодня в поселке проводят экскурсии. Местные гиды с удовольствием расскажут и о самом храме, и о его основателе. Но лет 10 назад там полным ходом шло строительство, и осмотреть храм внутри, как я уже писала, было невозможно. Не всегда даже прессу впускали. Но для меня сделали исключение, и я смогла попасть внутрь строения.
Если соберетесь посетить Вселенский храм, то мимо него точно не проедете, яркие купола постройки заметны уже издалека. Меня тогда встретил небольшой колокол на пути к храму. За ним – деревянный домик № 6, в котором родился и вырос Ильдар Ханов. Вокруг храма крутились туристы с фотоаппаратами и видеокамерами. Многие пытались сосчитать количество куполов. Но тщетно. Шум поездов заглушал скрежет напильников и визг бензопилы – рядом железная дорога.
Я отыскала входную дверь и набралась смелости нажать на звонок. Меня настороженно встретил мужчина средних лет, назвавший себя Мансуром. Я представилась и спросила Ильдара. «Ильдар-абы сейчас занят, людей лечит», – услышала я в ответ.
Мансур, оказавшийся другом и единомышленником основателя храма, сразу понял, что я не собираюсь покидать помещение, пока все не осмотрю, поэтому любезно предложил пройти внутрь и согласился стать моим гидом. «Экскурсий внутри пока не ведем, поскольку трудимся сейчас над внутренним оформлением. Но журналистов иногда впускаем», – объяснил с улыбкой проводник.
Я поспешила за Мансуром в чудесный собор. В руках у него была огромная связка ключей.
«Мансур, а как пришла идея построить такой необычный храм?» – начала разговор я. «Ильдар давно замыслил построить храм, который объединил бы все религии под одной крышей», – ответил Мансур. – А я его поддержал. Мне и самому эта идея пришлась по душе. Всерьез мы задумались над этим в 93 году. Вот с тех пор и трудимся. Все время в движении, в работе». Внимательно оглядевшись, полюбопытствовала: «А кто помогает в строительстве?» «Ждать помощи от администрации города не приходится, – с грустью в голосе поведал Мансур. – Все сами делаем, своими силами. Ну, помогают, конечно, спонсоры, соседи, просто добрые люди».
Внутри храм словно лабиринт. И как его создатели не путаются?! Помню, мы вышли из одной его части, прошли по стройплощадке и каким-то чудесным образом попали во внутренний двор. Там храм можно было рассмотреть получше. Обилие пестрых маковок меня сильно удивило. Мусульманский минарет соседствовал с православным куполом, буддийская пагода – с синагогой. «Мансур, а сколько будет всего куполов?» – спросила я. «Сколько получится. Сами пока не знаем, – ответил проводник. – Могу только сказать, что купола будут повторяться». Мансур опять завел меня в храм, но уже с другой стороны.
Убранство храма несказанно поразило: мозаика, витражи, необычная мебель. Повсюду были выставлены картины, всевозможные поделки из дерева и стекла друзей и знакомых Ильдара.
Почему-то среди других я сразу выделила работы по дереву нижнекамского художника и скульптора Ахсана Фатхутдинова. Особенно приглянулось мне одно из его замысловатых произведений под названием «Сүзсез, Күзсез, Фикерсез», что в переводе с татарского означает «немой, слепой и безмозглый». «Вот это троица!» – пронеслось в моей голове.
«После завершения строительства мы собираемся устроить в храме музей. Службы проводиться здесь не будут», – продолжил Мансур.
Религиозные залы мне, к сожалению, не показали. Зато я увидела кое-что другое. Не менее интересное. Большой и Малый концертные залы, баню, гостиную, холл. Заглянула даже в художественную мастерскую, в которой изготавливали работы по уникальному методу – ручная гравировка по стеклу и зеркалу с пескоструйной обработкой. Мансур тогда объяснил, что здесь делают сувениры с изображением Храма всех религий, различных достопримечательностей Казани, также знаков зодиака, а еще выполняют декоративные украшения для дверей и окон.
Впрочем, мастерские были там на каждом шагу, пахло деревом и лаком. Лестницы везде крутые и разные по оформлению. Окна тоже причудливые. Заметив мой восхищенный взгляд, экскурсовод с гордостью пояснил: «У нас ведь даже нет ни одного чертежа, ни одного рисунка. Полная импровизация, как в джазе».
Впечатлила и комната Мансура. Хозяин назвал ее «пиратской кельей». В помещение вела деревянная дверь с высеченным изображением бога виноделия Диониса. На стене – большой портрет матушки Терезы, пиратский флаг и карта России. Кровать сторожила пантера Багира. На полках десятки стеклянных баночек. Я поинтересовалась их содержимым. «В них земли из разных стран мира, – улыбаясь, ответил Мансур. – Мне привозят их друзья и знакомые, которые любят путешествовать или живут в другой стране. Получилась коллекция». Видя мое удивленное лицо, Мансур пошутил: «Я рекордсмен по дружбе».
На столе всевозможные яства, бутылка вина, изготовленного им же. У открытого окна – подзорная труба – все как у настоящего пирата. Отсюда открывался изумительный вид на другой, высокий, берег Волги. И я не преминула воспользоваться возможностью полюбоваться местными красотами.
«И все же, Мансур, как относятся к такой необычной постройке священнослужители, да и простой народ? Не считают идею богохульной?» – не унималась я. «По-разному, – ответил Мансур. – Кто ругает, кто хвалит. Недавно, например, звонок из Москвы был, собеседник наговорил много неприятных слов по этому поводу, мол, в таком храме «сатана будет править бал», угрожал даже. Так что всякое бывает… Но мы никогда не откажемся от этой затеи. Считаем, что нужно с огромным уважением относиться ко всем религиям. Они являются воплощением культур народов. Вера направляет нас на добрые дела. С этой целью и строится храм всех религий. Это не религиозный храм, а храм культуры и истины, а основная мысль – созидание и объединение».
Вдруг Мансур достал с книжной полки кипу бумаг, среди них отыскал одну и протянул мне: «Вот, читайте!» Читаю:
«Можно не придерживаться никакой религии, главное – быть человеком. Далай-лама».
После обзорной экскурсии по храму Мансур вывел меня на улицу через черный ход. И мы оказались на заднем дворе. Увидев пустырь, я наивно предположила, что здесь будет разбит сад. «Нет, – ответил Мансур. – В этой части огорода будет продолжение храма. А сад будет по другую сторону, – он показал рукой вправо. – Мы задумали разбить каменный сад в японском стиле». «Ну и фантазия у вас!» – воскликнула я.
Потом долго говорили еще о политике и религии. Философствовали... Правда, самого Ильдара Ханова, мага с большой буквы, талантливого человека и мыслителя, который много путешествовал, хорошо был знаком со Святославом Рерихом и, несомненно, стал бы интересным собеседником, в тот день мне увидеть так и не удалось. И, к сожалению, уже никогда не удастся. Но он оставил после себя на этой Земле чудо, построенное своими руками, – Храм всех религий. И память о его творце будет жить в каждом заложенном камне и в наших сердцах, пока мы сами живы.
P.S. Мансур, сопровождавший меня по территории Вселенского храма, к большому сожалению, погиб во время пожара в Храме всех религий в 2017 году. Информация о том злополучном дне сильно исковеркана прессой, поэтому доверять ей не стоит. Строительство здания храма продолжается и по сей день. А каменный сад пока так и не появился.
На сегодня все. Надеюсь, статья Вам понравилась. Ставьте лайк 👍 и подписывайтесь на канал, чтобы мы встречались чаще:) Здоровья, мира и добра Вам и Вашим близким!
Отдельное спасибо тем, кто поддерживает канал. Счастья Вам! ❤️
Карта сбер 2202 2050 0165 3911