Найти в Дзене
DL24 | История авто

Какими автомобилями вдохновлялись создатели ГАЗ-24

Макет ГАЗ-24 за авторством Л. Циколенко и Н. Киреева в том виде, в котором он существовал в конце 1963 - начале 1964 года - ещё довольно сильно отличающийся от серийной машины, которую начнут выпускать серийно только с 1968-1969 года, а на конвейер поставят и вовсе в 1970. Фото из архива КЭО ГАЗ, публиковалось в книге А. Лекае "Лений Циколенко".
Макет ГАЗ-24 за авторством Л. Циколенко и Н. Киреева в том виде, в котором он существовал в конце 1963 - начале 1964 года - ещё довольно сильно отличающийся от серийной машины, которую начнут выпускать серийно только с 1968-1969 года, а на конвейер поставят и вовсе в 1970. Фото из архива КЭО ГАЗ, публиковалось в книге А. Лекае "Лений Циколенко".

Далеко не является секретом, что Горьковский автозавод в отношении дизайна своей продукции традиционно ориентировался в основном на американскую школу автомобилестроения. Приступая около 1961 года к разработке новой модели среднего класса, конструкторский коллектив ГАЗа, естественно, был неплохо знаком с аналогичной продукцией иностранных фирм, причём наибольшее внимание горьковчан привлекали именно автомобили производства США.

На эту тему сейчас любят порассуждать многие, но на самом деле гадать здесь нет нужды - достаточно лишь повнимательнее присмотреться к фотографии: на стене дизайн-студии ГАЗа в качестве источника вдохновения для дизайнеров висели рекламные фотографии и рисунки вполне конкретных американских автомобилей 1963-64 модельных годов. Разумеется, это не был единственный источник информации о зарубежном автопроме для сотрудников завода, но в данном случае нас интересует сам по себе твёрдо установленный факт: на заводе именно об этих моделях знали и определённое представление об их внешнем виде имели.

Из них нам на этой фотографии видны (слева направо):

  • Chrysler Newport / New Yorker (2 рисунка)
  • Rambler American 440
  • Rambler Classic / Ambassador (2 рисунка)
  • Chevrolet Chevy II (3 рисунка)
  • Ford Fairlane (2 рисунка)
  • Ford Falcon

Для людей, так сказать, особого склада говорю сразу: изображения этих машин просто висели на стенке в помещении, в котором работали дизайнеры Горьковского автозавода - не нужно от этого факта перескакивать к каким-либо глобальным выводам. По картинкам машины не делаются. Кстати, натурные образцы заграничных автомобилей на заводе появились в ощутимых количествах лишь на год позже, к началу совместных испытаний с ходовыми макетами "Волги".

При создании ГАЗ-24 отправной точкой стало рамное шасси "Чайки" ГАЗ-13, от уменьшенного подобия которого конструкторы со временем пришли к полностью оригинальной платформе с несущим кузовом - сохранившей, впрочем, значительную долю конструктивной преемственности с моделью большого класса. Дизайн - создавался в рамках общего стиля, заданного американскими моделями тех лет, но тоже вполне оригинален.

Для некоторых из этих изображений мне удалось найти в Интернете сканы оригинальной рекламной литературы, из которой они были взяты. Вот они:

Вид "Краслера" сзади в 3/4 взят из этой брошюры, ну, или в ней использован тот же самый рисунок. Источник второй картинки, с мостиком, найти не удалось...
Вид "Краслера" сзади в 3/4 взят из этой брошюры, ну, или в ней использован тот же самый рисунок. Источник второй картинки, с мостиком, найти не удалось...
Rambler American 440 в кузове "кабриолет" с третьей слева фотографии. "Компактная" (заметно меньше "Волги") и бюджетная по американским меркам машина, тем не менее, заслужившая в своё время положительную оценку своего скромного, но аккуратно исполненного дизайна.
Rambler American 440 в кузове "кабриолет" с третьей слева фотографии. "Компактная" (заметно меньше "Волги") и бюджетная по американским меркам машина, тем не менее, заслужившая в своё время положительную оценку своего скромного, но аккуратно исполненного дизайна.
Четырёхдверный (четвёртая фотография слева)...
Четырёхдверный (четвёртая фотография слева)...
...и двухдверный варианты более крупной модели той же фирмы (пятое фото слева). У "Волги" есть очень похожая вогнутая "ложбинка" в верхней части боковины, сразу под боковым остеклением. Она же была применения на Fiat 130 Coupe.
...и двухдверный варианты более крупной модели той же фирмы (пятое фото слева). У "Волги" есть очень похожая вогнутая "ложбинка" в верхней части боковины, сразу под боковым остеклением. Она же была применения на Fiat 130 Coupe.
Шестое и седьмое слева изображения содержатся в этом рекламном буклете. "Шеви II" выглядел примерно как уменьшенная версия полноразмерного "Шевроле" того же года, но снабжался в основном четырёхцилиндровым или небольшим шестицилиндровым моторами.
Шестое и седьмое слева изображения содержатся в этом рекламном буклете. "Шеви II" выглядел примерно как уменьшенная версия полноразмерного "Шевроле" того же года, но снабжался в основном четырёхцилиндровым или небольшим шестицилиндровым моторами.
От использовавшейся на показанном здесь макете и явно копирующей "Шевроле" выштамповки на заднем крыле над колёсной аркой горьковчане отказались. Тем не менее, строгий и современный "рубленный" стиль автомобилей General Motors тех лет в целом оказал значительное влияние на создателей "Волги" - хотя углы её кузова в итоге весьма основательно "сгладили напильником", в том числе и по опыту продувок в аэродинамической трубе.
От использовавшейся на показанном здесь макете и явно копирующей "Шевроле" выштамповки на заднем крыле над колёсной аркой горьковчане отказались. Тем не менее, строгий и современный "рубленный" стиль автомобилей General Motors тех лет в целом оказал значительное влияние на создателей "Волги" - хотя углы её кузова в итоге весьма основательно "сгладили напильником", в том числе и по опыту продувок в аэродинамической трубе.
Отсюда была взята предпоследняя картинка. Fairlane - менее известный родственник моделей Falcon и Mustang, построенный на "растянутой" версии той же платформы с несущим кузовом.
Отсюда была взята предпоследняя картинка. Fairlane - менее известный родственник моделей Falcon и Mustang, построенный на "растянутой" версии той же платформы с несущим кузовом.
Крайнее правое изображение на стене взято из этого буклета. Falcon в том году "донашивал" старый кузов, разработанный ещё в конце пятидесятых, с характерными для него "обмыленными" обводами и сигарообразной боковиной. В 1964 модельном году появился новый кузов, намного более угловатый, хотя и унаследовавший от своего предшественника крышу и многие внутренние панели.
Крайнее правое изображение на стене взято из этого буклета. Falcon в том году "донашивал" старый кузов, разработанный ещё в конце пятидесятых, с характерными для него "обмыленными" обводами и сигарообразной боковиной. В 1964 модельном году появился новый кузов, намного более угловатый, хотя и унаследовавший от своего предшественника крышу и многие внутренние панели.

В завершение зададимся вопросом: это вообще нормально, иметь на видном месте в помещении, где ведётся работа над новым автомобилем, фотографии и рисунки его иностранных аналогов ? Вообще говоря – да, абсолютно нормально ) У дизайнеров, работающих над новым автомобилем, всегда перед глазами находятся изображения его одноклассников и будущих конкурентов. Если получается путём промышленного шпионажа добыть фотографии ещё не вышедших автомобилей или их макетов, построенных в дизайн-студии фирмы-конкурента – тем лучше ! Просто не у всех хватает смелости этот факт задокументировать для истории )

Опытный автомобиль ГАЗ-24 с кузовом №12, изготовленный по макету Циколенко и Киреева, весна-лето 1965 года. Задняя арка уже как у серийного автомобиля, но пока ещё нет "гребёнки" вытяжной вентиляции салона на задней стойке. Фото из архива музея ГАЗа.
Опытный автомобиль ГАЗ-24 с кузовом №12, изготовленный по макету Циколенко и Киреева, весна-лето 1965 года. Задняя арка уже как у серийного автомобиля, но пока ещё нет "гребёнки" вытяжной вентиляции салона на задней стойке. Фото из архива музея ГАЗа.