“Человек есть нечто, что должно превзойти…” - “Так говорил Заратустра”, так писал Ницше и так снимал “2001: A Space Odyssey” С. Kубрик.
“Space”, пожалуй, ключевое слово в этой картине, обозначающее вселенную, космос и пространство, необъятное и мистическое. В той же мере желанное, сколько пугающее и неподвластное. Не зря космос - безжизненное пространство лишенное всего, но содержащее в себе жизнь и хаос. Представ в виде черного обелиска оно подарило новый виток эволюции - сознание, с которым рука об руку шла жестокость. Найдя на Луне таинственный черный обелиск и останки внеземной жизни, команда исследователей Земли, под руководством Боумена (Кир Дулли) и искусственного интеллекта HAL 9000 отравляются к Юпитеру (родине обелиска), чтобы узнать правду о самих себе.
В своей картине Кубрик исследуют одни из главных и недостижимых черт человека - познание и развитие, желание понять истину своего происхождения и места в мире. Вселенная такая, потому что только в такой Вселенной мог возникнуть наблюдатель, человек - гласит антроптный принцип. Но может ли человек постичь всю бескрайность космоса. Ограниченый телом и временем, что ему отведено, придя к обелиску, Боумен за секунды проживает всю жизнь так и не успев дотронуться до монолита мироздания. Однако тут и проявляется исключительность человека, то что ограничивается плотью и кровью - душа, бессмертная, высшая сущность человека, его божественное начало. Не зря на протяжении всего фильма каждый, кто встречал обелиск, тянулся к нему словно к творцу (легко считываемый референс к фреске Микеланджело “Сотворение Адама”), чувствуя в нем отражение Вселенной. В идее о сверхчеловеке Ницше писал, что необходимо переродится стать совершеннее “по своему могуществу превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну” (и обезьяна и человек в фильме соприкасались с обелиском). Кубрик образом эмбриона недвусмысленно показывает как после встречи с мистическим монолитом и смерти Боумен дарит жизнь чему-то более совершенному чем он сам…
Удивительно, как в 1968 году Кубрик предсказал роль искусственного интеллекта, искусственной жизни, созданной человеком. Казалось бы он лишен его ограниченности, слабостей, что он идеален. Но божественное, то что делает человека личностью строиться из ошибок и уязвимости, идеальному некуда расти и стремится, всегда зная верное действие, он лишен свободы. Абсолют предрешает исход схватки рукотворного с плотью и кровью.
Режиссер стирает все каноны сюжетостроения и обязательной морали, перекладывая смыслообразование на зрителя, словно художник или композитор. Нет единого понимания фильма, что хотел сказать автор. 2001: A Space Odyssey, вероятно, грандиознейшая картина для тех, кто готов взирать в эстетику и художественную красоту пространства, и не понятая теми, кто просто бросил взгляд…
“... и оттого должен ты любить свои добродетели – ибо от них ты погибнешь.”