Найти тему

Как, на собранные с налогов деньги, государство финансировало отечественное кино?

В 2019 году Министерство культуры, которым руководит Владимир Мединский, а также Фонд кино впервые обнародовали цифры государственной финансовой поддержки отечественного кинематографа, которая поступает в виде трансфертных платежей (которые киноделы не обязаны возвращать) или при условии возврата всей суммы(что не является таким частым явлением), или какого-то % от суммы, а формируются эти платежи с помощью главного источника дохода государства-налогов (не деньги же печатать в конце-то концов). Поэтому важно, чтобы кино получалось хорошим и окупало себя как по эмоциям от просмотра, так и по затратам, но это происходит, мягко говоря, далеко не всегда (о чём, к примеру, дают понять постоянные обзоры на отечественный фильмы от BadComedianа или суммы кассовых сборов фильмов). Хотя, как заявляется, в последние годы гос.финансирование кино-это важная сфера деятельности государства. В этой публикации я, основываясь на официальных данных от Минкульта и Фонда кино, расскажу о том, как финансировались государством (налогоплательщиками) отечественные фильмы в период с 2015 по 2019 год, и какой был итоговый результат от данной деятельности.

Данные показывают, что треть фильмов, которые с 2015 года получили по 100 миллионов рублей и более, собрали меньше, чем на них потратили. Вот, например, список фильмов, у которых рентабельность (отношение прибыли к затратам) катастрофически низкая, но при этом довольно-таки высокое гос.финансирование (об одном фильме из этого списка вы наверняка слышали):

  • «Семь пар нечистых» (119 миллионов рублей гос.поддержки при сборах менее миллиона рублей в 2018 году).
  • «Крымский мост. Сделано с любовью!» Тиграна Кеосаяна и Маргариты Симоньян (100 миллионов гос.поддержки при 70 миллионах сборов).
  • «Рубеж» (200 миллионов гос.поддержки и 87 миллионов сборов).
  • «Баба Яга. Начало» (c безвозмездной гос.поддержкой в 138 миллионов сборы оказались практически в 100 раз меньше — около 1,3 млн рублей).
-2

Из данных финансирования российского кинематографа государством также стало известно, что самым дорогим для бюджета (728 млн рублей) оказался фильм «Викинг». Большую часть средств для съёмок, 613 миллионов, Фонд кино дал на съёмку безвозвратно, хотя сборы в прокате составили около 1,5 млрд рублей. Казалось бы, фильм (пусть и не самый качественный) окупился в два раза, но его практически на 100 % финансировал Фонд кино, что принесло киноделам космическую чистую прибыль, поэтому мы можем за них искренне порадоваться.

Ещё интересно посмотреть на фильмы, после выхода в прокат которых деньги государству, согласно договорённостям, не были или были, но в неполном размере, возвращены. Данный список возглавляет фильм «Герой». Эта картина вышла на экраны в 2016 году и задолжала 110 миллионов рублей.

Вообще подавляющее большинство фильмов, производство которых финансирует Фонд кино, проваливаются в прокате. Из всех фильмов, которые как-то финансировались государством в период с 2015 по 2019, окупились только 19 картин, это всего лишь 12% от общего числа фильмов. Также понять всю эффективность отечественного кинематографа можно с помощью статистических диаграмм, размещённых в отчётах Минкульта. Можете подробно с ними ознакомиться.

-3

Думая говорить тут что-то излишне, ведь вся статистика приведенная мною выше говорит сама за себя. Скажу только то, что в период с 2020-2022 года, в проекте федерального бюджета, значилась цель выделить на поддержку российского кинематографа 22,6 миллиарда рублей, что больше, чем в прошлые года. Вообщем стоит верить и надеяться (хотя возможно и не нужно), что через несколько лет, когда будет статистика по этому периоду, там будет просматриваться совсем другая эффективность нашего кинематографа.

А что думаете вы о результатах деятельности финансирования нашего кинематографа и возможно ли какое-то изменение в лучшую сторону в будущем? Пишите об этом в комментариях.

Чтобы не пропустить дальнейшие публикации, подпишись на мой канал. Ну и ставь этой статье нравится.